Новый олимпиадный цикл открыли на заседании Российского совета олимпиад школьников (РСОШ), обсудив заодно итоги минувшей кампании и перспективы на будущее. Председатель совета, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий первым делом отметил, что «за прошедший год авторитет школьных олимпиад вырос», сменив ярлык «антиЕГЭ» на подобающее определение «инструмент поиска талантливых ребят». Как полагает Садовничий, «с этим сейчас согласны все».
Однако не все согласны с тем, что непротиворечие олимпиадной системы общероссийскому тестированию стоит считать безоговорочным достижением. Больше всего комментариев и предложений возникло у ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, который обратил внимание коллег на то, что к олимпиадам теперь и готовиться начали, как к ЕГЭ. «Это большой риск для нашей деятельности, - подчеркнул он. - К олимпиаде стали относиться как к средству поступления».

В частности, престиж интеллектуальных соревнований сегодня подрывают репетиторы, механически натаскивающие выпускников до уровня «надежда российской науки». Чтобы упрочить доверие к олимпиадникам, Кузьминов предложил ввести для них обязательное соревновательное портфолио. Уже в 2013 году, по его мнению, следует требовать от дипломантов доказательств участия в олимпиадном движении в течение двух лет. А начиная с 2014-го - в течение трех.
Кроме того, вузам, зачисляющим победителей олимпиад без экзаменов, необходимо разрешить устанавливать для них минимальные баллы ЕГЭ. Здесь ректор ВШЭ напомнил коллегам о призерах-физиках, которые подкрепляют заявления на льготное зачисление свидетельствами ЕГЭ с 30 баллами по математике. «Так, если честно, быть не может», - констатировал Кузьминов.
Следующая предложение - введение «заочного формата» соревнований, который повысит шансы на престижное образование для подростков из регионов. Так уж сложилось, что львиная доля олимпиад проводится в Центральном федеральном округе. И если для местных школьников путь к мечте измеряется усидчивостью и способностями, то для всех остальных - еще и дорожно-транспортными расходами (РСОШ рекомендует их компенсировать на этапе заключительных туров).
Переходя к содержательным недостаткам системы, Кузьминов посоветовал расширить круг олимпиадных предметов. По его словам, это могло бы стимулировать к освоению дисциплин вне общеобразовательной программы и, более того, заметно улучшило бы «качественный состав факультетов и вузов», предметы которых непосредственно в школе не представлены. «У нас есть такие предметы - очень важные, как социология, политология, лингвистика, - пояснил Кузьминов. - Нам нужно и в отношении инженерных предметов, и в отношении таких предметов, как философия, например, дать вузам возможность заинтересовать ребят с 8-9-го класса». Он добавил, что «олимпиада не должна только лишь дополнять ЕГЭ», поскольку это ставит в «совершенно неравноправное положение» целый ряд вузов.
При этом нужно «увеличить долю творческих, оригинальных заданий» в вопросниках.

Ольга ВАСИЛЬЕВА, по материалам информационных агентств