КОММЕНТАРИЙ
к нормативным правовым актам, регулирующим вопросы осуществления деятельности педагогов-библиотекарей

Приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. №448н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2011 года, регистрационный №21240) указанный раздел дополнен новой квалификационной характеристикой должности «педагог-библиотекарь».
Приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. №448н официально опубликован в «Российской газете» от 13 июля 2011 г. №150 и вступил в силу с 24 июля 2011 года.
Установлено, что наименование должности «педагог-библиотекарь» применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
В связи с нормативно-правовым введением новой должности «педагог-библиотекарь», которая отнесена к категории должностей педагогических работников, возникает целый ряд вопросов, которые нуждаются в первоочередном прояснении и разрешении:
- если в штате учреждения есть должность библиотечного работника, следует ли заменять ее на должность педагога-библиотекаря;
- если принято решение о введении в штат учреждения должности педагога-библиотекаря, то обязаны ли руководители удовлетворять требования библиотечных работников данных учреждений о переводе их на должность педагога-библиотекаря;
- распространяются ли на педагогов-библиотекарей льготы, преимущества, порядок пенсионного обеспечения, установленные для педагогических работников;
- на каких условиях педагоги-библиотекари могут выполнять дополнительную педагогическую работу;
- каковы условия оплаты труда педагогов-библиотекарей, кто их определяет, от чего зависит размер должностного оклада;
- распространяется ли на педагогов-библиотекарей порядок аттестации, установленный для других педагогических работников, а также другие вопросы.
В настоящем комментарии авторы делают попытку ответить на эти и другие актуальные вопросы, связанные с появлением новой должности «педагог-библиотекарь», особенностями его деятельности, реализацией социально-трудовых прав и гарантий.

1. Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря
Появление новой должности служащих и утверждение квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» не означает, что из штатных расписаний учреждений должны быть в обязательном порядке исключены все должности библиотечных работников, включая заведующих библиотеками.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе давать указания образовательным учреждениям о внесении изменений в их штатные расписания, в том числе об исключении должности библиотечного работника и внесении вместо нее в штатное расписание должности педагога-библиотекаря, поскольку в соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании» установление структуры и штатного расписания образовательного учреждения отнесено к компетенции самого образовательного учреждения.
Следовательно, руководители учреждений вправе самостоятельно принимать решение о наименованиях должностей работников и комплектовании кадров, которые будут обеспечивать работу с библиотечным фондом и информационными ресурсами в учреждении, поскольку эта деятельность является основной как для библиотекаря, так и для педагога-библиотекаря.
К примеру, в крупных общеобразовательных учреждениях с большим количеством классов при наличии объективных условий и финансовых возможностей в школьных библиотеках работа может выполняться несколькими специалистами, в том числе библиотечными работниками и педагогами-библиотекарями.
Поэтому если учреждение сочтет целесообразным с учетом имеющихся ресурсов, в том числе финансовых возможностей, иметь в штате должность педагога-библиотекаря, то для этого необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание учреждения. Если в штатном расписании предусмотрена должность библиотечного работника, но не предполагается ее сохранение, то из штатного расписания эта должность должна быть исключена и введена другая требуемая должность.
При этом если должность библиотекаря занята, то после издания соответствующего приказа о внесении изменений в штатное расписание работодатель обязан соблюсти процедуру, применяемую при сокращении штата работников, в том числе:
письменно предупредить работника под роспись не менее чем за два месяца о возможном увольнении по сокращению штата, предложить работнику имеющуюся работу (как по вакантной должности, соответствующей квалификации работника, так и вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работы), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности);
уведомить в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующего мероприятия государственные органы службы занятости (пункт 2 статьи 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации») и выборный орган первичной профсоюзной организации данного учреждения (часть первая статьи 82 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ)1.
Если работник, занимающий должность библиотекаря, соглашается на предложение работодателя о переводе на должность педагога-библиотекаря, то в его трудовой договор вносятся соответствующие изменения путем заключения дополнительного соглашения. Принимая во внимание, что у работника изменяется трудовая функция, другие обязательные, а также дополнительные условия трудового договора, в данном случае целесообразно в дополнительном соглашении предусмотреть изложение трудового договора в новой редакции. Кроме того, работодатель издает приказ о переводе работника на эту должность.
В случае отказа работника от перевода на другую должность либо в случае, когда у работодателя отсутствует работа, соответствующая квалификации работника (в том числе тогда, когда у работника, занимавшего должность библиотекаря, отсутствует высшее образование, которое требуется для занятия должности педагога-библиотекаря, а других вакансий нет), трудовой договор по истечении двух месяцев прекращается по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ.
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ, производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ с обеспечением социально-трудовых гарантий, связанных с увольнением в связи с сокращением численности или штата работников (выплата выходного пособия, сохранение среднего заработка на период до трудоустройства и т. д.).
Нарушение работодателем установленной законом процедуры увольнения работника по сокращению численности или штата может повлечь признание увольнения в судебном порядке незаконным и необоснованным, восстановление работника на прежней работе, выплату ему среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещение морального вреда, а также юридическую ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства.
Следует также учитывать, что в определенных случаях при решении работодателем вопросов комплектования кадров, в том числе при назначении на должность педагога-библиотекаря (перевод на эту должность библиотекаря), допускается прием на работу (перевод) лиц, уровень квалификации которых не отвечает требованиям квалификационных характеристик, для чего применяются особые положения, содержащиеся в разделе «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования.
Так, пунктом 9 раздела «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии2 могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

2. Должности работников в библиотеках учреждений и их должностные обязанности
При решении вопроса о должностном комплектовании (наименованиях должностей работников) библиотек учреждений необходимо учитывать различия в должностных обязанностях библиотечных работников и педагога-библиотекаря.
Должностные обязанности библиотекарей определены квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. №251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» (зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2011 г., регистрационный №20838).
Необходимо учитывать, что в должностные обязанности библиотечных работников выполнение педагогической работы не входит, поэтому при ее фактическом выполнении с согласия работников такая педагогическая работа им должна дополнительно оплачиваться.
Так, при наличии соответствующей подготовки школьные библиотекари, как и другие работники общеобразовательных учреждений (руководители, их заместители, педагоги-психологи, воспитатели и др.), могут осуществлять преподавательскую работу по какому-либо учебному предмету, курсу, дисциплине или отдельной теме, которые предусмотрены учебным планом, образовательной программой, или вести занятия в кружке.
За преподавательскую работу библиотечным работникам должна производиться дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей или педагогов дополнительного образования, в зависимости от ее содержания. При этом преподавательская работа, осуществляемая помимо основной работы в одном и том же образовательном учреждении без занятия штатной должности, не считается совместительством и может с разрешения руководителя учреждения выполняться в основное рабочее время.
Педагогу-библиотекарю согласно утвержденной квалификационной характеристике помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанность педагогическая работа, связанная с участием в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с осуществлением дополнительного образования обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности, которая может осуществляться в кружковой, клубной и иных формах работы. Следовательно, такая педагогическая работа, входящая в круг основных обязанностей педагога-библиотекаря, не подлежит дополнительной оплате.
При этом следует особо отметить, что по предложению Общероссийского Профсоюза образования при согласовании проекта квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» из раздела «Должностные обязанности» были исключены такие функции, как осуществление образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, проведение учебных занятий. Эти функции являются прямыми обязанностями учителей и не могут одновременно быть включены в должностные обязанности другого работника, даже если именовать его должность «педагог-библиотекарь», поскольку одной из основных его функций остается работа с библиотечным фондом и информационными ресурсами.

3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 года №448н должностью «педагог-библиотекарь» дополнен раздел квалификационных характеристик работников образования, именуемый «Должности педагогических работников». Это означает, что должность педагог-библиотекарь отнесена к должностям педагогических работников.
Вместе с тем отнесение должности педагога-библиотекаря к категории педагогических работников само по себе не означает, что на работника, который будет занимать указанную должность, автоматически будет распространяться большинство гарантий, установленных для педагогических работников, поскольку они определяются в зависимости от занимаемой должности, типа и вида образовательного учреждения и регулируются как напрямую законодательными актами Российской Федерации, так и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в которые необходимо внести соответствующие дополнения в отношении должности педагога-библиотекаря.
Следовательно, реализация определенных прав, установленных законодательством Российской Федерации для педагогических работников, в настоящее время находится в прямой зависимости от того, насколько оперативно будут внесены необходимые дополнения в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, прежде всего в:
приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (вступил в силу с 4 июля 2011 года), которым регулируется сокращенная продолжительность рабочего времени педагогических работников;
постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (с изменениями и дополнениями).
Необходимо также внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, которые определяют порядок реализации прав и мер социальной поддержки педагогических работников, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и статьей 55 Закона РФ «Об образовании».
Так, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет (досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости) до достижения ими пенсионного возраста.
Вместе с тем назначение досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью предусмотрено в том случае, если работа не менее 25 лет осуществлялась в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 (с изменениями и дополнениями). Однако должность педагога-библиотекаря указанным Списком не предусмотрена, поэтому работа в этой должности не будет учтена при назначении данной пенсии (для изменения ситуации требуется дополнение указанного Списка, а в случае положительного решения - наличие требуемого для ее назначения стажа работы в течение 25 лет в определенных должностях в соответствии со Списком).
Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Смогут ли педагоги-библиотекари пользоваться указанными мерами социальной поддержки, будет зависеть от принятых в субъектах РФ законодательных и иных подзаконных нормативных правовых актов.
Если для педагогических работников федеральных государственных учреждений размер ежемесячной денежной компенсации в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями предусмотрен непосредственно пунктом 8 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», то педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта РФ в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений - по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения, в том числе и перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы. В случае если педагог-библиотекарь будет одновременно вести преподавательскую работу в должности учителя, то для реализации этого права на указанных условиях необходимо предусмотреть эту должность в данном перечне.
Педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Следовательно, должны быть установлены федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогов-библиотекарей, а образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации, должны быть разработаны соответствующие программы для педагогов-библиотекарей, учитывая, что в вузах подготовка таких специалистов не осуществляется.
Таким образом, основные права педагогических работников, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», а также академические, трудовые и иные права, установленные другими федеральными законами, типовыми положениями об образовательных учреждениях, иными нормативными правовыми актами, могут быть распространены на педагогов-библиотекарей, как правило, только через подзаконные нормативные правовые акты, принятие которых должно быть инициировано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере образования, а также другими уполномоченными органами власти.
Необходимо учитывать также, что на педагогов-библиотекарей должны распространяться не только права, но и обязанности, установленные для педагогических работников законодательством Российской Федерации.
К числу таких обязанностей относится обязанность проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, которая проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 года №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» и введен в действие с 1 января 2011 года.
При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 18 указанного порядка не подлежат аттестации педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет. То есть работники, занимающие должность педагога-библиотекаря менее двух лет, а также получившие первую квалификационную категорию в течение первых двух лет работы в этой должности, не могут быть представлены работодателем для прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
К числу прав, связанных с аттестацией, можно отнести право педагога-библиотекаря на прохождение аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, которая проводится на основании заявления педагогического работника в установленном порядке. С заявлением о проведении аттестации на высшую квалификационную категорию педагог-библиотекарь вправе обратиться не ранее чем через 2 года после установления первой. Всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности педагогов-библиотекарей при этом должен осуществляться на основе требований, предъявляемых к квалификационным категориям, с учетом особенностей их деятельности по исполнению должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой.

4. Условия выполнения педагогами-библиотекарями дополнительной педагогической работы
Помимо педагогической работы, входящей в обязанности педагогов-библиотекарей и не подлежащей дополнительной оплате, эти работники в том же образовательном учреждении могут осуществлять при наличии соответствующей подготовки преподавательскую работу по учебному предмету. Такая работа так же, как и для других работников, может быть разрешена в основное рабочее время, поскольку не считается совместительством и подлежит оплате в порядке и на условиях, установленных для учителей.

5. Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей
Единой системы оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, как это предусматривалось до 1 января 2005 года при применении на всей территории Российской Федерации единой тарифной сетки, в настоящее время не установлено.
В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику, в том числе педагогу-библиотекарю, устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации данного учреждения).
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. А условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Так, в соответствии со статьей 144 ТК РФ муниципальные учреждения должны устанавливать системы оплаты труда коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, которые не должны противоречить нормам федерального законодательства.
Следовательно, должны быть внесены соответствующие изменения в региональные и муниципальные нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников образования, а также в коллективные договоры учреждений и положения об оплате труда работников.
Из изложенного следует, что регулирование вопросов оплаты труда педагогов-библиотекарей, в том числе при выполнении работы в сельской местности, будет осуществляться по-разному, то есть с учетом норм законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления (в том числе в зависимости от их финансового положения), а также локальных нормативных актов, принятых непосредственно учреждениями.
Кроме того, если система оплаты труда работников образовательного учреждения строится на основе профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. №216н, необходимо учитывать, что должность педагога-библиотекаря данным приказом в настоящее время не предусмотрена, а следовательно, по этой должности не определен и квалификационный уровень, в соответствии с которым определяется дифференциация размеров должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических работников.
Учитывая это обстоятельство, Общероссийский Профсоюз образования предложил Минобрнауки России отнести должность педагога-библиотекаря к четвертому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, а также в целом подготовить необходимые проекты нормативных правовых актов, связанных с регулированием прав и мер социальной поддержки в отношении педагогов-библиотекарей.

Вера ПОНКРАТОВА, Жанна ОСИПЦОВА, специалисты аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ

_____________________________
1 Подробные разъяснения по вопросам расторжения трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников образования содержатся в тематическом информационном бюллетене ЦК Профсоюза №43 «Расторжение трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников образовательного учреждения: общие положения и особенности правового регулирования» (июнь 2009 г., часть 2).

2 Разъяснения о порядке применения данного положения содержатся в Комментарии к разделам Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (информационный бюллетень ЦС Профсоюза №17, июнь 2011 г.)