Валентина Васильевна, учитель истории, Ставропольский край:
- В нашем коллективе молодые учителя странно реагируют на замечания по поводу ошибок в их работе. Из-за этого переживают и нервничают все педагоги. Почему молодые так остро воспринимают критику, спорят, а не пытаются исправиться?
Комментарий психолога. Молодому учителю важно знать, что он востребован как профессионал. В своих фантазиях он, возможно, уже мастер своего дела, но приходит кто-то, кто умнее и опытнее, и начинает указывать ему на ошибки. В таких ситуациях учитель со стажем, возможно, прислушался бы и поблагодарил за рациональные советы, неопытному же человеку трудно принять, что он что-то делает не так. Например, использует не те методы в обучении или не так их использует.
Начинающий специалист вполне может понимать, что вы действительно правы, но для него важнее на первых порах работы в школе доказать свою состоятельность, показаться в глазах других знающим свое дело человеком. Помогите ему в этом начинании. Поддержите его, впоследствии он будет вам благодарен, особенно когда станет так же поддерживать новичков. Скажите ему, в чем он уже преуспел, а затем не просто укажите на недостаток, но покажите верный путь. Например, фразу можно построить так: «Ольга Викторовна, вас правильно обучили в институте. И метод прекрасный. Я тоже его использую. Но все мои ученики разные, поэтому я предлагаю его только тем, кому он действительно пойдет на пользу. Давайте вместе подумаем, кому из ваших учеников он подойдет и когда его лучше использовать?» Запаситесь терпением: молодые редко любят критику. Вспомните, как вы начинали. Остались ли в памяти учителя-наставники, те, о которых вы вспоминаете с теплотой? Вы, возможно, не всегда были готовы принять их доводы, но в глубине души понимали, что они правы, а время работы в школе это показало.

Павел Николаевич, учитель ОБЖ, Ростов-на-Дону:
- Наши учителя конкурируют между собой, доказывают друг другу, кто лучше. Разве это нормально?
Комментарий психолога. В любом профессиональном сообществе здоровая конкуренция - это нормальное явление. Если учитель делает все необходимое в работе, чтобы считаться лучшим, - умеет найти подход к ученикам, добивается высоких результатов, использует инновационные методы обучения и прочее, то есть ярко выделяется на фоне других, - он и есть лучший.
Присмотритесь к таким учителям. Они не всегда понятны или удобны в общении, у них может быть непростой характер, но они умеют так работать, как никто другой: с энтузиазмом берутся за дело, доводят его до конца, придумывают что-то новое и выигрывают на конкурсах, их уважают и коллеги, и ученики. Если же какой-нибудь учитель начинает использовать «черные технологии», с помощью манипуляций стараясь завоевать себе место под солнцем, это вызывает напряженные отношения среди коллег, ухудшает психологический климат в коллективе. Например, такой педагог может говорить о своих достижениях директору, «забывая» сказать, что вы тоже активный участник мероприятия. Претендуя на звание лучшего среди коллег, учитель-манипулятор иногда действительно может выделиться, но примут ли его другие, одобрят ли его поступки? Ведь в их основе вряд ли лежит желание сделать доброе дело для других. В этом случае конкуренция нездоровая, и если вы именно это наблюдаете, вполне понятно ваше возмущение.

Людмила Александровна, учитель начальных классов, Волгоград:
- Я работаю так, чтобы все успеть. Но все равно не успеваю, поэтому работу приходится брать на дом. Засиживаюсь далеко за полночь, а у меня семья, дети. Родные обижаются, что я устаю и мало уделяю им внимания. Но если я не буду все успевать, кто за меня сделает мою работу? Недавно директор сказал, что, если я не подготовлю доклад вовремя, коллективу нечего будет обсуждать на педсовете, а свекровь считает, что мне не помешало бы начать ремонт в квартире вместе с мужем. Как же современному учителю все успевать и всегда оставаться лучшим?
Комментарий психолога. Мы с вами согласны, современные учителя живут на полной скорости, в условиях постоянных перегрузок. Они считают, жизнь такова, что нужно все успеть: дома, на работе, которую зачастую тоже приносят в дом, чтобы там ее продолжить. На самом деле в такую ситуацию многие загоняют себя сами.
Определите приоритеты. Что для вас важнее именно сегодня: уделить внимание дому и помочь мужу с ремонтом или написать доклад? Если первое, посмотрите на производственную ситуацию под другим углом зрения. Так ли важен написанный сегодня доклад? Даже если до вашего выступления осталось несколько часов, может, вы просто выступите, импровизируя, перед аудиторией? Человека, который рассказывает, а не читает, гораздо лучше слушают. А доклад вы вполне можете потом послать по электронной почте или принести. Он станет даже лучше, чем первоначальный вариант, так как во время обсуждения с коллегами наполнится новым содержанием.
Людям кажется, что стоит им остановиться, и кто-то их обгонит - конкуренты, коллеги по работе, которые более молоды или талантливы. Представьте себе, что эти самые конкуренты или коллеги могут то же самое думать и о вас. Эти мысли так же побуждают их работать с перегрузками. Но так ли это необходимо? Ведь в результате человек теряет вкус к жизни, к работе (!), становится раздражительным и часто забывает о самых близких и дорогих людях.

Ольга Дмитриевна, учитель химии, Новороссийск:
- Я выиграла конкурс, но то ли сказалось напряжение при подготовке к нему, то ли что-то еще - после конкурса я совсем разболелась, как говорится, выпала из колеи. Как лучше восстановить силы?
Комментарий психолога. Конкурс - это психологическое напряжение, стресс. Небольшой стресс даже необходим человеку. Такой «положительный» стресс позволяет взять себя в руки, мобилизоваться, настроиться на рабочий лад. Однако, как только вы справились с поставленной целью, вы «разболелись». После побед у людей может возникнуть чувство усталости, непонимание: я достиг цели, и это все? А что дальше? Это состояние потери перспективы. Без нее активному человеку жить трудно. Вам нужно поставить себе новую сложную, но вполне реальную цель и установить этапы ее достижения. Решайте задачу спокойно, не торопясь. Жизнь без стресса лучше.

Анна Ивановна, учитель биологии, Красноярский край:
- У нас в школе есть человек, с которым даже в фойе не хочу встречаться. Стараюсь избегать его. Когда встречу - начинается скандал по любому поводу. Как я устала от этих переживаний. Что мне делать - уволиться?
Комментарий психолога. Стресс, вызывающий сильные отрицательные эмоции - гнев, страх, злость, - разрушительный. Такой стресс отрицательно влияет и на психику человека, и на его здоровье. Именно его не стоит допускать, либо нужно бороться с его последствиями. Например, подумайте: у вас с коллегой разногласия по работе? Может быть, вам стоит договориться о встрече и решить их? Конечно, это непросто. Но зачастую лучше однажды взять себя в руки и прояснить ситуацию, чем ее избегать. В последнем случае проблема остается и при встрече вы оба вспоминаете ее, отчего у обоих возникают неприятные переживания. Если накал страстей велик, попробуйте поговорить с помощью посредника, авторитетного для вас обоих лица или нейтральной стороны. Поймите, вам обоим выгодно уладить разногласия. Ведь в итоге каждый желает мира, а не войны.

Наталья Леонидовна, учитель математики, Тверская область:
- Замечала, что в конце рабочего дня становлюсь раздражительной, не хочется никого видеть, кажется, еще немного, и сорвусь, накричу на первого попавшегося ученика. Существуют ли какие-нибудь специальные упражнения, чтобы справиться со стрессом?
Комментарий психолога. Такие упражнения есть. Они очень просты. Вы можете освоить их сами или под наблюдением школьного психолога.
Метод «Противострессовое дыхание». Медленно вдохните через нос, задержите дыхание и медленно выдохните. Одновременно представляйте, как с каждым вдохом и выдохом вы избавляетесь от напряжения, оно как бы покидает вас.
Упражнение «Релаксация». Слегка проведите руками по лицу по массажным линиям или так, как вам покажется удобным. По мере того как расслабляется лицо, а также плечи, тело, почувствуйте, как вы успокаиваетесь, как приходят в гармонию ваше внутреннее состояние, мысли, чувства. По мере освоения этого упражнения вы научитесь выполнять его быстро, буквально за минуту нормализуя свое внутреннее состояние.
Посмотрите на предметы, которые находятся вокруг вас. Если вы в помещении, просто назовите их. Скажите про себя: «Вижу карандаш, вижу пол...» и так далее, до тех пор пока не почувствуете, что успокоились. Хорошее упражнение! Его рекомендуют всем, кто в течение дня общается с большим количеством людей.
Если есть возможность, уйдите из помещения, которое связано для вас с возникновением стресса. Можно перейти в другой класс и остаться наедине со своими мыслями, а можно пойти в хорошую компанию, к приятным людям, чтобы отвлечься.
Попробуйте сменить вид деятельности: если вы писали, переключитесь на полив комнатных растений или наведите порядок на столе, выполните несколько физических упражнений. То есть нужно сделать любое дело, которое отличается от первого, но главное, приятно вам. Это позволит отвлечься, снизить внутреннее напряжение.
Включите приятную, успокаивающую музыку - ту, которая нравится вам. Нужно, чтобы при восприятии музыкального произведения у вас возникали только хорошие эмоции.
Поговорите с друзьями. Человек, которому можно многое сказать, несомненно, поможет вам даже не советом (в эмоционально напряженном состоянии советы плохо воспринимаются), а просто сочувствием. Не замыкайтесь в себе. В стрессовой ситуации человеку важно, чтобы его услышали. Это тоже отвлечение, которое может вытеснить из сознания мысли, связанные со стрессом.

Запомните самое главное: если хотите справиться со стрессом, эти упражнения нужно выполнять.

И напоследок всем нашим читателям хотелось бы дать такой совет: лучше не допускать стресс, чем преодолевать его последствия. Для профилактики стресса психологи предлагают повышать интерес к процессу труда и его результатам, поощрять инициативу работников.
В вашей организации есть комната психологической разгрузки? Если нет, скажите руководителю, что затраты на оборудование такой комнаты значительно окупаются хорошей работоспособностью персонала. Но для работы с персоналом нужен психолог. Борьба со стрессом будет малоэффективна, если заниматься этим без специальной подготовки. Психолог проведет обследование каждого сотрудника, чтобы узнать его индивидуальные психологические особенности, и после этого сможет дать рекомендации, которые помогут каждому в отдельности.