Главное решение за Минфином

Комментарий «УГ»

Мы надеемся, что вы выскажете свое мнение о бюджете образования: о перечисленных предложениях и о том, что еще не учтено. Может быть, вы найдете не только новые статьи расходов, но и то, на чем можно было бы сэкономить без ущерба для дела. Мы передадим ваши пожелания в министерство и Комитет по образованию и науке Думы. Бюджет пока в процессе подготовки, и в наших интересах принять в его разработке самое активное участие.

Мы будем добиваться того, чтобы бюджетное планирование шло на основе федеральных нормативов (помимо региональных), которые бы утверждались федеральным бюджетом. В целом же средства пока будут выделяться на основе софинансирования – из всех бюджетов.

На сферу образования по всем принятым законам требуется 215,4 млрд. руб. Для сравнения: в этом году было выделено 97,2 млрд. руб. Однако бюджет образования с 1999 г. увеличился в 4,5 раза и достиг докризисного уровня 1998 г.

Жилье для молодых. В этом году на обеспечение жильем молодых семей пошло 500 млн. руб. На 2004 г. планируется добавить еще 1 млрд. руб. Программа идет хорошо, она востребована, считает первый замминистра. Каждый регион на нее получает средства, которые идут в виде субсидий.

Причем выделенные деньги не идут напрямую на строительство: если в семье родился один ребенок, то кредит частично погашается, родился второй – погашается еще часть. И так кредитование продолжается в течение 20 лет. Все это прописано в специальном положении, которое министерство разработало в прошлом году и утвердило постановлением правительства. «Я думаю, что это приоритет системы образования, который мы должны в 2004 году реализовать уже на более высоком уровне. И депутатам нужно в принятии этих решений сыграть решающую роль, потому что программа идет на все регионы», - отметил Григорий Балыхин.

Государственные возвратные субсидии. Три региона проводили этот эксперимент прошлым летом, они же и будут его продолжать. Наряду с ГИФО предполагается развивать систему государственных возвратных субсидий. «Да, эта система напоминает распределение, но это шаг вперед. Ведь 50% выпускников педагогических вузов не идут работать по специальности, среди выпускников медицинских вузов таких еще больше - 70%. А так они заплатят за свое обучение или отработают 3 или 5 лет в бюджетных организациях.

По государственным возвратным субсидиям уже подготовлены положение и проект постановления правительства. В будущем году мы рассчитываем запустить эту систему с 1 сентября и просим предусмотреть на нее в бюджете 2004 г. 1,295 млрд. руб., что позволит выдать около 70 тысяч субсидий», - сообщил первый замминистра.

«Пожарная безопасность образовательных учреждений» - так называется новая государственная программа, которую планирует Минобразование. По данным Госстроя, 70% образовательных учреждений требуют капитального ремонта, 30% из них ветхие. Причем во многих школах и техникумах нет пожарной сигнализации, которая бы выходила напрямую на пункт пожарной охраны, подчеркнул первый замминистра. По его мнению, трагедия в детском доме для глухонемых детей не была бы столь значительной, если бы здание было оборудовано такой сигнализацией. Но не оказалось близко телефона, и поэтому пожарные добрались до места только через два часа.

Новая программа рассчитана на три года. Мы добьемся выделения средств на нее, заверил Григорий Балыхин.

Изменение налогового законодательства образовательных учреждений. Ведутся переговоры между Министерством образования и Министерством по налогам и сборам. Определены взаимные обязательства. Минобразование будет оказывать содействие МНС в подготовке специалистов налоговых служб в ряде вузов, выпуске литературы, увеличении контрольных цифр приема в академию налоговой службы. В свою очередь территориальные управления МНС в течение нескольких лет будут передавать бывшие в употреблении компьютеры в школы и профессиональные образовательные учреждения.

Но самое главное – решаются проблемы с налоговым законодательством образовательных учреждений. Как известно, они возникли в связи с принятием 25-й главы Налогового кодекса. Минобразование подготовило перечень необходимых налоговых изменений вместе с Комитетом по образованию и науке Думы. Уже состоялась встреча на уровне министров вместе со специалистами. Прошла и следующая встреча - двух замминистров. Некоторые предложения, с которыми мы вышли, будут реализованы даже без внесения поправок в законы, через инструктивные письма, подчеркнул первый замминистра.

Принципиальные вопросы налогообложения - налог на прибыль и проблема НДС. До введения 25-й главы вузы тратили из заработанных внебюджетных средств на закупку оборудования примерно 8% и столько же – на капитальный ремонт. Теперь же объем средств на эти цели сократился в два раза. В прошлом году вузы заработали 39,9 млрд. рублей, и больше 3 млрд. рублей ушло в «прочие расходы», которые могли бы пойти на инвестиции, на развитие образования. «А мы говорим, что нужно развивать материально-техническую базу!» - подытожил он.

Теперь проблемы, связанные с налогообложением расходов на капитальный и текущий ремонт, с МНС уже решены. Дальше предстоит обсуждать их в Минфине. Проблему налогообложения основных средств, по словам первого замминистра, «дожимаем».

Финансирование санаториев-профилакториев в этом году идет из средств Министерства образования – выделено 500 млн. руб. В будущем году нужно запланировать эти средства в федеральном бюджете.

Правительственная комиссия по оптимизации бюджетных расходов под руководством вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина предложила отменить льготный проезд для студентов. Министерство вносит поправку – сделать эти льготы адресными - только для оплаты проезда малоимущим иногородним студентам туда и обратно на время учебы. Стоимость такой адресной социальной поддержки 1,5 млрд. руб.

Передача ссузов в ведение субъектов Федерации. Согласно реформе о разграничении полномочий между уровнями власти и местного самоуправления дошкольное, начальное образование и среднее профессиональное образование должны перейти на финансирование регионов с 1 января 2005 г. В 12 экспериментальных регионах финансирование 716 ПТУ будет передано новым хозяевам уже в 2004 г. Однако собственность, которой владеют эти образовательные учреждения, - федеральная: согласно Бюджетному кодексу образовательное учреждение финансирует учредитель. На будущий год остается федеральное финансирование материально-технической базы – капитального ремонта, коммунальных услуг. Деньги на это уже выделены. Образовательные учреждения будут переходить на региональный уровень по мере заключения соглашений с субъектами. Порядок такого перехода определен. Причем в большинстве регионов пакеты документов уже находятся в Минимуществе.

Будет передано 300 техникумов, останется 400. Передача вузов в законопроекте не предусмотрена, может быть, это коснется отчасти только педагогических вузов.

Можно ли ожидать, что предложенные объемы расходов будут приняты? На этот вопрос первый замминистра ответил так: «Если люди, которые принимают решения, чувствуют, что эти вопросы находятся в центре общественного внимания, то к ним появляется другое отношение, понимание, что это действительно приоритетные расходы. Мы несколько раз возвращались к вопросу о налоговых льготах – создание условий для внебюджетного финансирования не менее важно, чем бюджетное финансирование. Недавно депутаты провалили два закона об этом, хотя бюджетный комитет тогда дал на них положительное заключение. То есть настоящие профессионалы-экономисты понимают, что это инвестиции в будущее, что они оправданны.

Главные решения сейчас за Минфином. У нас есть поддержка Комитета по образованию и науке Думы, Совета Федерации и РОСРО, и я думаю, что успех будет обеспечен».