П​ри проведении аттестации в новой форме используют задания стандартизированной формы, включающие в себя тесты с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом (по аналогии с ЕГЭ). Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования выпускниками 9-х классов.
Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью внедрения в практику открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся. Результаты ГИА в новой форме могут быть использованы как для аттестации выпускников за курс основной школы, так и для выявления учащихся, наиболее подготовленных к обучению в профильных классах старшей школы.
ГИА по русскому языку стали проводить в Москве в качестве эксперимента с 2009 года. Именно с этого периода ежегодно я готовлю ребят к такой форме экзамена. Естественно, что наполнение по каждому предмету разное, однако существуют общеметодические методы, способствующие оптимальной подготовке учащихся к ГИА.

Среди них наиболее эффективны:
в урочной деятельности
Сообщение (слово) учителя - прежде всего ребят надо ознакомить с особенностями ГИА по конкретному предмету.
Демонстрация КИМов, критериев проверки, демоверсий, правил заполнения бланков. Особенно актуален этот метод для последнего пункта - заполнения бланков, когда девятиклассники наглядно видят, как нужно правильно оформлять свои ответы, стресс и психологическое напряжение - традиционные спутники учеников - потихоньку спадают.
Дифференцированные задания - тут традиционно выделяют три группы учащихся: сильная, средняя, слабая. Каждая из этих групп получает свое задание в рамках одной и той же темы. Например, в рамках подготовки к сжатому изложению 3-я группа (слабая) получает задание прочитать текст, подчеркнуть главную информацию, 2-я группа (средняя) - прочитать текст, выделить основные микротемы, устранить несущественную информацию, 3-я группа (сильная) - прочитать текст, устранить второстепенную информацию, написав сжатое изложение.
Работа в парах - это может быть взаимопроверка тестовых заданий, сжатых изложений при условии, что ребята уже выступали в роли «учителя».
Работа в группах - класс делится на группы в зависимости от целей урока (по 4 человека, по рядам). Например, во время анализа текста одна группа получает задание выявить авторскую позицию, вторая - позицию героя, третья - выписать глаголы и определить их функцию, четвертая - определить, какая информация существенная, а какую можно удалить.
Проектная деятельность - совместно с классом создать проекты по темам, которые традиционно встречаются в части С. Например, работаем над частью С2.1. («Роль знаков препинания»). Распределяем ребят по группам. 1-я группа собирает теоретический материал о запятых по плану:
    история возникновения;
    автор (если есть);
    функции;
    примеры разных функций из художественной литературы;
    афоризмы, пословицы, поговорки о знаке;
2-я группа - материал о тире,
3-я группа - о двоеточии,
4-я группа - о восклицательном/вопросительном знаках,
5-я группа - о точке и многоточии,
6-я группа объединяет полученные сведения в один буклет под названием «Роль знаков препинания на письме»,
7-я группа составляет презентационный ряд.
Мастерская - необычная форма проведения урока. В атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету. В мастерской создают условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход обучения на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы. Такие уроки можно проводить во время подготовки ребят к сочинению на морально-этическую тему, когда у каждого учащегося есть возможность высказать свое видение предлагаемой для анализа проблемы (часть С2.2.).
в послеурочной деятельности
Индивидуальная работа - как правило, осуществляется после уроков во время дополнительных занятий. Если ученику сложно разобраться в каком-то задании или группе заданий, то учитель разрабатывает программу, предназначенную специально для помощи конкретному ученику.
Приведу пример программы, устраняющей проблемы непонимания текста:
- Анализ текста. Выразительное чтение учителем.
- Знакомство с определениями «тема текста», «основная мысль текста». Совместное нахождение.
- Диалог с текстом (медленное чтение). Его цель - осознать особенности строения текста; осмыслить логику движения мысли, сюжета; задуматься над выбором слова.
- Позиция автора. Ее совместное нахождение.
- Знакомство с главной и второстепенной информацией. Совместное нахождение.
Консультации - в рамках дополнительных занятий преподаватели с учащимся проводят их в формате совета, где дают ответ на конкретный вопрос, например: «Какие виды словосочетаний бывают?».
Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее. Можно создать элективные курсы, связанные с заданиями, которые направлены на подготовку к ГИА, например: «Комплексный анализ текста», «Герменевтический анализ текста», «Диалог с текстом на уроках русского языка».
Как снять психологическое напряжение учеников перед ГИА?
Прежде всего необходимо на каждом уроке создавать атмосферу взаимоуважения, сотрудничества, сотворчества. Каждый ученик должен чувствовать себя участником процесса, а не изолируемым. Не следует прогнозировать ситуацию неуспеха, потому что на подсознательном уровне такая ситуация сразу же откладывается у школьника. Ученики должны быть уверены в том, что они готовы к экзамену, поэтому работу по подготовке к ГИА нужно проводить регулярно и систематически. Учителю необходимо поддерживать любые начинания ученика и попытки узнать новое.

Д.ХАУСТОВА, учитель русского языка школы №553