Такая инновационная работа соответствует формируемым ЮНЕСКО базовым положениям об исключительной важности усилий по раннему воспитанию и образованию детей для устойчивого социально-культурного и экономического развития современного общества.
Для реализации пилотного проекта в январе 2008 года была создана городская экспериментальная площадка «Московское образование: от младенчества до школы». Требования к ее созданию отвечали и требованиям, сформулированным на политическом уровне «...дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» (Президент РФ Дмитрий Медведев).
В состав площадки вошли 34 дошкольных образовательных учреждения - 17 ресурсных центров и 17 дошкольных учреждений в составе экспериментальной площадки. Эти учреждения реализуют лучшие модели организации развивающей среды детского сада, образовательного пространства и воспитывающего взаимодействия взрослых и детей:
- интеллектуальное и физическое развитие детей;
- экологическое, патриотическое и нравственное воспитание детей;
- воспитание в условиях двуязычия, народных традиций;
- поликультурное развитие и полиязыковое образование детей;
- всестороннее творческое развитие детей;
- выявление и поддержка талантливых и одаренных детей;
- психолого-педагогическая поддержка и воспитание детей раннего возраста;
- преемственность между детским садом и школой.


В проекте «Московское образование: от младенчества до школы»
В результате совместного пилотного проекта сформировался кадровый ресурс инновационного движения дошкольного образования Москвы, который строит передовую систему дошкольного образования. Целевая аудитория проекта: дети, родители, педагоги, ученые, общественные деятели, включенные в построение интегрированной системы двух уровней образования - раннее развитие и дошкольный период. Проект объединил представителей педагогических вузов и центров, работающих в области дошкольной педагогики и психологии, а также творческих педагогов-практиков дошкольных образовательных учреждений. Научное руководство ресурсными центрами осуществляют 7 докторов и 10 кандидатов наук из Московского городского педагогического университета, Московского городского психолого-педагогического университета, Московского института открытого образования, Московского гуманитарного педагогического института, Федерального института развития образования и НИИ дошкольного образования «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца.
Проведенные в ходе эксперимента исследования и построение гипотез, практическая деятельность, выстраиваемые совместно с научными руководителями, вывели участников проекта на качественно новые позиции в содержании дошкольного образования, что позволило коллективам учреждений стать авторами новых педагогических технологий. Эти технологии опираются на самые передовые разработки в области:
    личностно ориентированных моделей воспитательно-образовательного процесса;
    развивающего обучения;
    организации развивающего пространства и среды;
    новых информационных технологий.
Характерной чертой технологии проектно-исследовательской деятельности стал индивидуализированный образовательный процесс в социально значимой для ребенка среде. В ходе проекта создается новый творческий продукт, воспитывается самостоятельная и отзывчивая личность, развиваются творческое начало, интеллектуальные и коммуникативные способности ребенка. У родителей формируется позитивная активная родительская позиция и доверительное отношение к образовательному учреждению, развивается родительская компетентность. Педагогам предоставляется возможность активного и творческого самовыражения.
В рамках экспериментальной площадки сформировалось обширное инновационное сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений города с ресурсными центрами, количество которых в настоящее время достигает 563 детских садов (28%), то есть каждое 4-е дошкольное образовательное учреждение Москвы. Благодаря развитию сетевого взаимодействия сложилось тесное сотрудничество между педагогами внутри ресурсного центра, а также между дошкольными образовательными учреждениями разных административных округов города. Опыт показал, что педагоги, вовлеченные в сетевое взаимодействие, не только аккумулируют и апробируют опыт исследовательской деятельности по интересующей их проблеме в сфере дошкольного воспитания и образования, но и транслируют свою работу в социальное пространство, расширяя сферу взаимодействия с педагогами, работающими в других направлениях. При этом материалы, созданные в рамках реализации проекта «Московское образование: от младенчества до школы», становятся доступны для большого количества педагогов дошкольных образовательных учреждений города.
В ходе реализации проекта «Московское образование: от младенчества до школы» за период с января 2008 г. по май 2011 г. проведено более 300 мероприятий, в том числе интернет-конференции, тематические «круглые столы», выставки в ЦВЗ «Манеж» и на ВВЦ, семинары, мастер-классы, презентации, научно-практические конференции, эстафеты педагогического мастерства и др., в которых приняли участие более 20000 педагогов столицы и около 1500 коллег из 17 городов Московской области.
Основным мероприятием в рамках проекта «Московское образование: от младенчества до школы» стала Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста, которая состоялась в Москве 27-29 сентября 2010 года. В ней приняли участие 130 государств мира, 780 зарубежных и 250 российских участников, всего более 1000 человек. Около 300 делегатов конференции посетили 25 детских садов, высоко оценив профессиональный уровень педагогов, инновационный характер дошкольного образования Москвы, уникальность созданной предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях.
Особое внимание было уделено разработке и апробации методических пособий, учебных и вспомогательных материалов для детей и педагогов, а также рекомендаций для родителей. В настоящее время участниками проекта выпущены более 17 номеров «УГ-Москва», посвященных работе ресурсных центров, более 50 публикаций, в которых отражены лучшие педагогические практики и концептуальные положения проекта.
Выражение заинтересованности в продолжении проекта высказывают многочисленная педагогическая общественность и родительское сообщество.
На завершающем этапе проекта дошкольные учреждения - участники экспериментальной площадки и их партнеры по сетевому взаимодействию готовы решать следующие задачи:
    разработка рамочных критериев московского стандарта качества дошкольного образования;
    разработка основных подходов к созданию современной модели оценки качества работы учреждений и отдельных педагогов;
    повышение качества образовательных услуг через включение в новые финансово-экономические механизмы;
    разработка проектов использования социокультурной среды города (музеи, библиотеки, парки) в образовательном процессе детского сада;
    введение в дошкольных образовательных учреждениях системы мониторинга здоровья детей и определения их функциональных возможностей;
    распространение моделей дошкольных образовательных учреждений, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физкультуры;
    реализация проектов по изучению русского языка и культурной интеграции детей-мигрантов.

Маргарита ВОРОБЬЕВА, заведующая детским садом №2523 «Академия детства»,
руководитель Ресурсного центра «Маленькие гении», кандидат педагогических наук;
Ирина ПАВЛЕНКО, заведующая детским садом №2336, кандидат психологических наук