Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии маленького человека. Ему предстоит осваивать новые формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь, мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.

Отношения школы с детским садом традиционно складывались таким образом, что дошкольные учреждения оказались в прямой зависимости от следующей ступени образования, полностью подчиненные задачам подготовки детей к школе. Как процесс преемственность сводилась к совместным мероприятиям, которые порой носили формальный характер. Главным критерием успешности детей стали знания, а их проверка - обязательным условием перевода детей в школу.
Проблема завышенных требований к готовности к школьному обучению остается серьезной и сейчас. Хорошим у родителей считается детский сад, из которого дети переходят в «элитную школу», в связи с этим образовательный процесс выстраивается в «школьной логике», игра и другие специфичные для дошкольного возраста виды деятельности вытесняют поурочные занятия. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей.
Хочу обратиться к коллегам и попросить их донести до родителей тезис: «Наши с вами амбиции бьют по нашим детям!» Ребенок будет самым умным, самым талантливым и успешным только в том случае, если все будет делаться своевременно, а во главу угла мы поставим его здоровье.
Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Решением этих задач занимается наш детский сад - Ресурсный центр «Здоровый ребенок» - в рамках реализации совместного пилотного проекта Департамента образования Москвы и ЮНЕСКО в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы».
Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, педагогические коллективы детского сада №2565 и школы №2033 пришли к выводу, что прежде всего необходима выработка единой системной и последовательной работы двух структур - дошкольного и начального образования. К этому нас обязывает введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и государственного образовательного стандарта общего образования.
На сегодняшний день можно с ответственностью сказать, что ситуация во многом изменилась. Детский сад и школа пересмотрели свою работу по преемственности. Вот наши дела:
    Разработан план совместных мероприятий, реализация которого ставит задачу не увеличения количества, а улучшения качества преемственных связей.
    Традиционными стали дни открытых дверей детского сада и школы для учителей начальных классов и воспитателей групп старшего дошкольного возраста, что очень помогает устанавливать доверительные и партнерские отношения между педагогами.
    Реализация непрерывности в развитии и образовании ребенка осуществляется путем его сопровождения специалистами дошкольного учреждения и учителями начальной школы в первом классе.
    Педагог-психолог детского сада включен в окружную рабочую группу лаборатории психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, цель которой - разработать подробные методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов и родителей.
В качестве основополагающего принципа преемственности в настоящее время мы рассматриваем сопровождение ребенка на всех этапах дошкольного и школьного детства. Расширены возможности дошкольного образования за счет новых организационных форм, где идет коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья - инклюзия. Работа с такими детьми объявлена ЮНЕСКО приоритетной на ближайшее десятилетие, так как проблемы преемственности особенно проявились в инклюзивном образовании.
В нашем учреждении третий год успешно работает лекотека для детей с выраженными двигательными нарушениями. В 2009-2010 учебном году прошел первый выпуск этих детей в школы. Это три ребенка с диагнозом ДЦП тяжелой формы, неходячие, но с повышенной мотивацией к обучению, с сохранным интеллектом. Вот тут мы и не почувствовали преемственность школ в инклюзивном образовании. На тестирование мы пошли все вместе: дети, мамы, психолог, дефектолог, но наших специалистов в школу не пустили. Ребята в присутствии мам прошли полное тестирование (около 100 вопросов), учителя их похвалили и... выдали рекомендацию: «Только домашнее обучение».
На празднике первоклассника в школе выступил наш выпускник Антон. Он лучше всех читал стихи, это отметили и учителя, и родители, но ребенка определили только на домашнее обучение. Зачем тогда детский сад занимался социализацией детей, учил их играть, дружить, читать? А дальше что? Снова только квартира, ни друзей, ни праздников, ни нормальной жизни.
За два года в лекотеке мамы научились смотреть в будущее свое и своих детей, почувствовали поддержку и понимание педагогов в дошкольном учреждении и в один голос сказали: «Больше сидеть дома не будем!» Пусть эти слова услышат те люди, от которых зависят дальнейшее обучение и судьба детей!
Но мы увидели и другое отношение, говорим огромное спасибо средней школе №707, которая приняла нашу Анечку очень профессионально и по-человечески. Педагоги составили индивидуальный образовательный маршрут, включающий и надомное, и классное обучение. Учителя хвалят Аню, ее интеллектуальные способности и желание общаться со сверстниками. Вот в этом и заключается истинная преемственность, все, что заложили в лекотеке, продолжают развивать и поднимать на более высокий уровень учителя в школе.
Мы понимаем, что преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования России.
По определению Даниила Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством. Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог!
Проблема может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения вопросов преемственности!

Лариса ЗАЙЧЕНКО, заведующая детским садом комбинированного вида №2565, педагог высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования Российской Федерации