Создание системы оценки качества для получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организация педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательного учреждения дает возможность администрации школы принимать своевременные адекватные управленческие решения.

В нашей школе успешное действие внутришкольной системы управления качеством образования (рис. 1) обеспечивает:
    создание подразделения по управлению и оценке качества образования;
    разработку и внедрение комплексных целевых программ повышения качества и воспитания на основе мониторинга качества образования, включающих:
- осуществление мероприятий по повышению кадрового потенциала образовательного учреждения;
- разработку системы оценки результативности обучения;
- внедрение модели учета индивидуальных достижений учащихся;
- создание и использование электронной базы по экспресс-анализу результатов деятельности класса и школы.
Сегодня во многих школах Москвы успешно используют электронный журнал и дневник, которые делают доступными результаты учебных достижений учащихся. Но достаточно ли этих источников для отражения объективности оценки учебных и личностных достижений учащегося?
В нашем образовательном учреждении введена в практику работы электронная база по экспресс-анализу результатов деятельности класса, школы для получения объективной информации о состоянии качества образования, степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемым федеральным государственным образовательным стандартом. Контрольные работы и тесты подвергаются электронному экспресс-анализу с учетом диагностируемых показателей - индекса ожидаемых результатов (% усвоения), индекса качества обучения, индекса неуспешности, индекса степени обученности.
Приведем фрагменты экспресс-анализа результатов деятельности класса по всему предметному ряду учебных дисциплин (рис. 2).
Фрагмент экспресс-анализа деятельности класса по всему предметному ряду учебных дисциплин выполненного на основе результатов диагностических контрольных работ по каждому предмету (рис. 3).
Учет только учебных достижений не может в полной мере отразить динамику личностного роста школьника. Становится очевидной необходимость создания модели учета индивидуальных достижений учащихся. П.Каптерев, российский педагог и психолог, считает, что «школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу...». Именно поэтому, с нашей точки зрения, портфолио учащегося - одна из наиболее гибких, демократичных и наглядных форм учета индивидуальных достижений ребенка, возможность как количественной, так и качественной оценки результатов деятельности по всем направлениям на основе этических ограничений. Через портфолио мы можем увидеть индивидуальное развитие ученика, разнообразие его творческой активности, его учебного стиля, интересов. Инструментом оценки станут не только квалиметрические измерители: методики, мониторинговые карты, но и, что наиболее важно, самооценка ребенка. Портфолио ученика введено в практику работы школы (положение о портфолио размещено на сайте образовательного учреждения http://sch1002.mskzapad.ru).
Мы остановились лишь на двух аспектах нашей системы оценки качества образования (портфолио, экспресс-анализ), которые стали важной частью комплексной целевой программы повышения качества обучения и воспитания.
Система оценки качества образования - источник информирования социума и всех заинтересованных ведомств о деятельности учреждения, ресурс обеспечения прозрачности школьного образования.

Е.СОЛОДУХА, директор школы, заслуженный учитель РФ;
О.БАБУШКИНА, заместитель директора, заслуженный учитель РФ;
Е.ЛЕОНОВА, заместитель директора