Знакомство с опытом российских образовательных учреждений и школ Москвы, участвующих в проекте по внедрению новой системы оплаты труда, безусловно, послужит хорошим подспорьем, но не избавит коллектив образовательного учреждения от этой трудной работы. Во-первых, двух похожих школ и двух одинаковых учителей не бывает. Во-вторых, отличительной особенностью новой системы от Единой тарифной сетки стала ее нацеленность на стимулирование каждого учителя к достижению высокого качества образования в индивидуальной работе и к внесению достойного вклада в качество образования и развитие образовательного учреждения. Готова ли школа к принятию объективного решения? Что положить в основание этого решения? Как подготовить коллектив к этому шагу?
На наш взгляд, школа должна ответить на следующие вопросы:
    Что такое качественное столичное образование, по каким общепринятым критериям можно его оценить?
    Как обеспечить объективную самооценку качества работы школы по этим критериям, выявить социальный заказ на образование и наметить основные приоритетные направления развития школы в целом?
    Как создать эффективную систему мониторинга образовательных процессов и образовательных результатов в обучении и воспитании, удовлетворенности участников образовательного процесса?
    Как сформировать квалифицированные кадры для системы соуправления качеством образования, включающей всех участников образовательного процесса (администрацию, учителей, родителей и учащихся)?
    Какова должна быть «дорожная карта» принятия решений о конкретных критериях качества деятельности каждого учителя, специалиста и руководителя?
Нашей школе удалось сравнительно безболезненно пройти эти этапы, поскольку с 2009 года мы были вовлечены в эксперимент по формированию модели оценки качества общего образования в столице под руководством Московского центра качества образования (МЦКО). Когда мы говорим о вовлеченности школы, то имеем в виду, что большинство учителей школы стали участниками городской экспериментальной площадки, большая часть коллектива прошла внутришкольное повышение квалификации с привлечением специалистов из педагогических университетов Москвы, что были сформированы внутришкольная система и служба оценки качества образования, включающая четыре независимых экспертных совета: администрации, учителей и специалистов, родителей и учащихся.
Под руководством МЦКО к условиям и приоритетам школы адаптированы критериально-уровневые модели оценки качества образовательной среды, обучения, воспитания и эффективности управления качеством образования, с которыми можно ознакомиться на сайте МЦКО и школы. Педагогический коллектив школы и специалисты были вовлечены в процесс формирования критериев, отличительной особенностью которых стали конкретность и измеримость, мы отрабатывали достоверные методики оценки, разработали анкеты для самоанализа качества деятельности учителя-предметника и урока как педагогического произведения. Все результаты экспертизы и мониторинга мы постоянно размещаем на сайте школы, обеспечивая информированность всех участников образовательного процесса. Формирование программы развития школы и ее корректировка осуществляются на основании данных экспертизы и мониторинга качества, динамики удовлетворенности участников образовательного процесса. Проблемы оценки качества образования мы регулярно рассматриваем и обсуждаем на педагогических советах и производственных совещаниях, осуществляем психологическую поддержку эксперимента по внедрению технологий контроля качества образования. В такой ситуации ни у кого в нашей школе не возникает вопросов, почему в оценку труда учителя и специалиста включены именно эти критерии, почему именно такие весовые коэффициенты внедряются с учетом приоритетов столичного образования в целом и нашей школы в частности, на каком основании ученики и их родители имеют право влиять на оплату труда учителя.
Наибольшую сложность для нас представляет достижение гармоничного сочетания оценки качества по унифицированным критериям и возможности отразить в стимулирующей части индивидуальность педагогического труда, а также оптимальной периодичности начисления стимулирующих коэффициентов. Эти проблемы нам предстоит решить в ближайшем будущем. В ходе работы мы пришли к необходимости создания в школе лаборатории контроля качества образования, которая на постоянной основе занималась бы экспертизой и мониторингом образовательных процессов, разработкой программных продуктов, обеспечивающих комфортные условия мониторинга и оперативную автоматизированную обработку результатов, корректировкой критериально-уровневых моделей в соответствии с динамикой столичного образования.
Существенное внимание должно быть уделено достоверности получаемых результатов экспертизы и мониторинга. Наша практика показала, что достоверность может быть обеспечена при некоторых условиях. Во-первых, система оценки качества образования в школе должна предусматривать независимую экспертную оценку по единым критериям как минимум четырьмя экспертными советами: администрацией, учителями и специалистами, родителями, учащимися, желательно, чтобы в советах не были представлены члены одной семьи. В независимый экспертный совет должны иметь право войти все желающие, особо это касается родительского экспертного совета; численность любого экспертного совета не ограничивается сверху и должна составлять не менее 8% от численности данного контингента участников образовательного процесса. Во-вторых, формирование ученического экспертного совета должно осуществляться по результатам социометрии, то есть в нем должны быть представлены учащиеся 7-10-х классов, которым доверяют их классные коллективы вне зависимости от их учебных успехов. Одиннадцатиклассников в массовом порядке не включают в экспертный совет не столько потому, что они заняты подготовкой к ЕГЭ, сколько вследствие зафиксированного в целом по Москве потери интереса к общешкольным делам; безусловно, из этого правила могут быть исключения. В-третьих, весьма актуальна оценка качества образования в образовательном учреждении, которую дают выпускники прошлых лет; она хотя и не отражает текущее состояние образовательного процесса, но позволяет выявить системные ошибки. В-четвертых, при выявлении социального заказа на образование для анкетирования следует выбирать не менее 8% списочного состава данной категории участников образовательного процесса, кандидатуры определяются рандомизированно с использованием списка и таблицы случайных чисел. Наконец, наиболее предпочтительные технологии экспертной оценки - интернет-опрос и последующее обсуждение результатов.
Разработанные в ходе эксперимента продукты прошли апробацию не только в нашей школе, но и в некоторых школах Зеленоградского округа, других округов Москвы.
Удовлетворенность потребителей образовательных услуг стала основополагающим критерием оценки педагогического труда. При выявлении социального заказа на образовательные услуги нашей школе потребовалась более тесная связь с вузами и образовательными учреждениями округа. В частности, с Институтом педагогики и психологии образования МГПУ школа сотрудничала в формулировке критериев качества образования, в определении миссии школы, а также при отработке методик диагностики качества воспитания. Привлечение компетентных специалистов способствовало эффективности процесса формулировки содержательной части положения о стимулирующих выплатах. Разработанные совместно методики используются в образовательном процессе педагогического факультета МГПУ как по дисциплинам менеджмента в образовании, так и при планировании воспитательной работы на факультете. Сотрудничество послужило основой для превращения школы в базовую площадку для подготовки учителей начальной школы в условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения, а также для разработки программы курсов повышения квалификации работников образовательных учреждений по проблеме «Современные технологии контроля и управления качеством общего образования». К осуществлению практической части программы специалисты МГПУ будут привлекать педагогов нашей школы.
Оглядываясь на пройденный путь, могу сказать, что он не был гладким, но в то же время не было и ничего лишнего. Без детального выстраивания системы контроля качества и эффективной системы управления качеством образования, частью которой стала новая система оплаты труда педагогических кадров, невозможно прийти к адекватным критериям и показателям качества педагогической деятельности. Поэтому мы рекомендуем образовательным учреждениям обратиться к опыту МЦКО, аккумулировавшему международный опыт, адаптировавшему различные модели к реалиям столичного образования и апробировавшему их на разных типах образовательных учреждений Москвы.
Наш коллектив не представляет перехода к новой системе оплаты труда без усвоения этих общепризнанных критериев качества образования. Рождение собственных критериев, принятие их участниками образовательного процесса: на этой основе переход к новой системе будет менее болезненным, самооценка педагогического труда - более адекватной, программа развития каждой конкретной школы - четкой, а качество образования - стабильно высоким.
Школа №854 приглашает коллег к сотрудничеству по совершенствованию разработанных моделей и методик и к обмену опытом через сайт школы и систему повышения квалификации МИОО.

А.КУРСАКОВ, директор школы №854