Поначалу праздник планировали провести в школе будущего №2030, но позже его перенесли в планетарий. Жаль, что гости Москвы не смогли полюбоваться оснащением этой школы, но с учетом того, что все дни конкурса его участники давали мастер-классы в лучших столичных школах, они все же смогли оценить их оборудование. В планетарии же для всех его молодые сотрудники провели интересные экскурсии, причем они были интересны и для москвичей, потому что это учреждение Москвы пользуется большой популярностью, люди покупают билеты загодя, стоят в длинных очередях, так что попасть в планетарий не так-то и просто.

Как известно, первый тур конкурса прошел в Туле, где была определена «пятнашка» финалистов: Антон Молев, учитель истории и обществознания гимназии №1505 Москвы; Алексей Доронин, учитель математики Державинского лицея; Яна Куприна, учитель английского языка гимназии №4 города Кузнецка Пензенской области; Надежда Мелентьева, учитель начальных классов гимназии №4 города Курска; Татьяна Наумова, учитель математики гимназии №116 Приморского района Санкт-Петербурга; Марина Никоарэ, учитель истории и обществознания средней школы №30 города Вологды; Алексей Овчинников, учитель биологии средней школы села Баловнево Данковского района Липецкой области; Алексей Осипов, учитель физической культуры средней школы №16 имени Н.Ф.Семирозова города Тольятти; Хеди Солсанова, учитель физики средней школы №20 города Грозного; Наталья Сухая, учитель русского языка и литературы средней школы №34 города Смоленска; Игорь Ткачук, учитель физики средней школы №6 города Ноябрьска; Ирина Туенок, учитель математики красноярской университетской гимназии №1 «Универс»; Лариса Тутова, учитель истории и обществознания песчанокопской средней школы №1 имени Г.В.Алисова Песчанокопского района Ростовской области; Татьяна Усова, учитель истории лицея №2 города Саратова; Татьяна Юрко, учитель русского языка и литературы гатчинской средней школы №9 с углубленным изучением отдельных предметов.
В Москве пятнадцать счастливчиков давали мастер-классы в электромеханическом колледже №55 и радовались условиям в его новеньком здании. Пятерку лауреатов назвали в школе №1259, где прошла предварительная праздничная процедура с участием министра образования столицы Исаака Калины. Исаак Иосифович отметил, что, кто бы ни победил в конкурсе, все равно победа будет общей победой педагогического сообщества России. По поручению Департамента образования первый заместитель руководителя МДО Михаил Тихонов вручил лауреатам пять iPоd. Для всех участников конкурса столица устроила прогулку по Москве-реке, и они смогли полюбоваться красотами столицы.
Конечно, в планетарии все ожидали, кому же вручит Президент РФ Хрустального пеликана. Из пятерки финалистов - Антон Молев, Алексей Овчинников, Татьяна Усова, Алексей Осипов, Хеди Солсанова - на победу реально претендовали двое: учитель биологии из Липецкой области Алексей Овчинников и учитель истории и обществознания из Москвы Антон Молев. Алексей обошел Антона ненамного, но все-таки одержал победу. Во многом сказалось то, что половину Большого жюри, которое возглавлял ректор МГУ Виктор Садовничий, составляли москвичи, которые понимали свою ответственность, а потому баллы ставили строго. Можно, конечно, было повторить эксперимент прошлого года, когда победителей было двое, в том числе директор школы №1060 Михаил Случ, но жюри на это не пошло, хотя, по мнению участников конкурса, это было бы справедливо.
Знаменательным событием конкурса было участие в торжественной процедуре награждения Президента РФ Дмитрия Медведева. Сначала Дмитрий Медведев встретился на «круглом столе» с пятнадцатью финалистами конкурса. Участники встречи обсуждали вопросы развития общего образования, социальной защищенности и финансовой поддержки педагогов, а также возможности создания нового образовательного телеканала. На встрече, конечно, обсуждали проблему финансирования образовательных учреждений и оплаты труда педагогов. Сергей Собянин рассказал о сложившейся в столице ситуации, когда подушевое финансирование в разных школах города различается в разы - от 73 до 120 тысяч рублей в год на одного ученика, в результате чего в разы отличается и зарплата педагогов. Мэр отметил, что при таком положении дел учащиеся в Москве стали получать образование разного качества. В этой связи, сообщил Собянин, власти Москвы сейчас ведут работу по исправлению этой ситуации, выделяя дополнительное финансирование для тех школ, которые раньше недополучали средства: «Мы сейчас, с одной стороны, оставляем поддержку, которая была у школ, которые больше финансировались, и начинаем подтягивать те школы, которые финансировались слабо». Президент России согласился с тем, что финансирование одинаковых школ не должно существенно различаться: «В принципе, конечно, зарплата учителя должна быть разной в зависимости от способностей, стажа, заслуг. Но это не должно касаться школ, которые находятся рядом, в пределах одного субъекта Федерации, внутри школы - да, это понятно». «Решения о том, кому сколько платить, должны приниматься на уровне школы», - отметил Сергей Собянин.
Дмитрий Анатольевич Медведев поздравил российских педагогов с Днем учителя и вручил награду победителю Всероссийского конкурса - учителю биологии Алексею Овчинникову из Липецкой области. Выступая перед подведением итогов, президент отметил: «День учителя - праздник всенародный, есть у нас такие праздники, очень важные, но о них даже не все догадываются. А о Дне учителя знают все, потому что все учились в школе и почти все были или стали родителями, дети которых учатся в школе. Для меня удивительно, что этот праздник в нашей стране празднуют 14 миллионов человек. Кто эти 14 миллионов человек? Это, во-первых, десятая часть нашей страны, а во-вторых, это, конечно, все ученики и все учителя. Это на самом деле всенародный праздник. Хорошо, что он уже отмечается как международный праздник: ЮНЕСКО его определило в качестве международного праздника почти 20 лет назад - в 1994 году. Для нас, конечно, это всегда возможность не только поговорить о том, что мы сделали, но и заглянуть в будущее.
Я сейчас общался с лауреатами премии «Учитель года», с лауреатами нашего конкурса. Для меня всегда это очень интересное общение, потому что (я уже не первый раз общаюсь!) всегда думаешь: кто в этом году лауреат? Я посмотрел - очень хорошие люди! Хорошие почему? Потому что это действительно учительская элита, и в то же время очень приятно, что появляются совсем молодые учителя, которые за короткий срок - буквально за пять-семь лет - смогли создать к себе такое уважение, что стало основанием для их выдвижения в лауреаты этого конкурса. Очень важно, что все-таки все настроены на одну волну, общение очень легкое. Мне было очень приятно сейчас общаться, потому что было ощущение того, что это коллектив единомышленников, которые действительно посвятили себя очень сложному учительскому ремеслу, учительской профессии, которая никогда не бывает легкой ни в одной стране, ни в один исторический период. В то же время всем видны перспективы. Наши перспективы также определены: есть известная концепция - инициатива «Наша новая школа». Это наша стратегия, в то же время, естественно, мы должны смотреть за тем, как развиваются события, смотреть за тем, что можно еще сделать.
Я сегодня с радостью отметил, что все-таки мы за последний год сумели продвинуться вперед - и в смысле реконструкции старых школ, и в смысле создания новых школ, и, конечно, в деле решения, может быть, одной из самых острых проблем - проблем учительской зарплаты.
Не знаю, у всех ли такие ощущения, но во время моего общения с педагогами мне сказали (не знаю, опять же, была ли это домашняя заготовка, чтобы меня порадовать, или, что называется, от сердца): «Получила соответствующую платежную ведомость - была приятно удивлена». Я не знаю, было ли такое приятное удивление у всех присутствующих здесь, но в любом случае хотел бы вас заверить в том, что тот курс, который мы приняли несколько лет назад, - курс на развитие школ, на увеличение зарплат учителей, - безусловно, будет продолжен.
То решение, которое состоялось, о том, чтобы довести заработную плату всех учителей до среднего уровня в соответствующем субъекте Федерации, в наших территориях будет, безусловно, реализовано. Оно уже почти в половине территорий реализовано, в течение года мы, естественно, сделаем это для всех субъектов Российской Федерации. Думаю, что это важно.
Я не буду утомлять какими-то цифрами, хотя одна цифра, которая сегодня прозвучала, все-таки впечатляет - она означает, что у нас есть потенциал развития образования. В ходе обсуждения разных вопросов я услышал о том, что общие консолидированные расходы на образование в нашей стране - консолидированный бюджет образования - составляют более двух триллионов рублей. Эти расходы, этот бюджет не уменьшался даже в период кризиса.
О чем это говорит? Это говорит о наших приоритетах. Хочу вам сказать, что мы и дальше будем поступать именно так, потому что именно образование, может быть, самый главный фактор развития в XXI веке, от того, как вы будете работать, как вы будете себя чувствовать, зависит самочувствие наших детей, а значит, будущее нашей страны».

Для участников конкурса и гостей праздника организаторы подготовили неплохой концерт, который порадовал и создал хорошее настроение, что для учителей очень важно.