Сентябрь был насыщен интересными встречами, «круглыми столами», рабочими совещаниями по различным вопросам, в том числе и в системе образования. Сегодня в наших дошкольных образовательных учреждениях воспитывают 44136 детей, 83964 человек, в том числе 10125 первоклассников, учатся в школах, всего в СВАО обучают и воспитывают более 128000 человек. За каждым из них - московская семья, которая доверила воспитание и обучение своего ребенка конкретному образовательному учреждению, конкретным воспитателю и учителю.
В целом педагогическое сообщество округа насчитывает более 25000 человек, из них 722 молодых специалиста. В сентябре в нашу команду влились еще 172 выпускника педагогических вузов и колледжей. С каждым годом состав педагогов округа обновляется. Общее количество педагогических работников со стажем работы до 5 лет составляет 20% от общего числа педагогов округа, им предстоит активно включаться в решение задач модернизации общего образования столицы, усиливая инновационные процессы на местах - в своих образовательных учреждениях. Отмечу, что средняя зарплата учителей по округу в прошлом учебном году выросла на 4 тысячи рублей и на конец учебного года составляла 37800 рублей. Абсолютно очевидно, что к концу этого учебного года мы получим цифры на порядок выше, так как уже сейчас согласно отчетам 33 пилотных школ первого и второго потоков средняя зарплата педагогического персонала увеличилась от 5% до 18% в зависимости от количества обучающихся. Следующая контрольная точка - это конец IV квартала, когда мы сможем увидеть динамику показателей по этому вопросу уже в 86 школах и в 227 детских садах.
Уход от единой тарифной сетки - это уход от уравниловки. Сейчас очень важно, чтобы новая система оплаты труда была понятна и прозрачна для всех сотрудников образовательных учреждений. Перерасчет бюджета по новым нормативам дал прибавку практически каждому образовательному учреждению: сумма дополнительного финансирования школ первого пилота составляет более 124 миллионов рублей, школы второго пилота получат в общей сложности более 45 миллионов рублей, для учреждений дошкольного образования округа из бюджета города будет выделено более 200 миллионов рублей.
Еженедельно на базе пилотных школ работает 17 стажировочных площадок по проведению семинаров для руководителей образовательных учреждений округа. Сегодня есть единодушная оценка по двум позициям:
    во-первых, инициатива проведения этих семинаров очень своевременна;
    во-вторых, уровень подготовки наших 17 директоров 1-го пилота позволяет проводить эти семинары на достаточно хорошем уровне.
На новые механизмы финансово-хозяйственной деятельности в ближайшее время перейдут все учреждения. В этой связи руководителям, оставшимся пока за скобками пилота, нужно не пребывать в ожидании, а воспользоваться имеющимся в запасе временем для более тщательной проработки необходимых документов, оптимизации структуры управления учреждением и другой подготовительной работы. Ведь они как раз меньше, чем другие школы, будут иметь право на ошибку!
Цели ясны и понятны:
    повысить качество образования и его доступность;
    повысить эффективность затрат в учреждениях образования;
    обеспечить открытость наших образовательных учреждений;
    стимулировать приток молодых, талантливых педагогов в школы и детские сады.
В нынешнем учебном году основные наши усилия были сфокусированы на снятии очередности в детские сады. Этот вопрос и сейчас стоит под первым номером в регламенте моих контрольно-диагностических полномочий. На октябрь 2010 года, когда мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу - сведение очередности к нулю, в нашем округе картина выглядела следующим образом.
Очередность составляла 1750 человек. В декабре 2010 года после принятия новых СанПиНов для дошкольных образовательных учреждений очередь удалось снизить до 1000, а в течение следующих 3 месяцев очередность была сведена к нулю. Для повышения открытости процедуры комплектования детских садов с 1 октября 2010 года была введена электронная запись, теперь любой родитель может зарегистрировать своего ребенка в едином электронном реестре будущих воспитанников детских садов и затем самостоятельно отслеживать продвижение ребенка в этой очереди в течение всего года. За истекший период этой услугой уже воспользовались свыше 12000 родителей, по их отзывам, такая система позволила сократить невероятные очереди при записи ребенка в детский сад. Очень надеюсь, что открытость данной процедуры позволит исключить даже намеки на коррупцию при комплектовании дошкольных учреждений.
В новом учебном году детские сады округа приняли на 4,5 тысячи детей больше, чем в прошлом году (44136). Однако дефицит мест в детских садах остается и на сегодня составляет 877 мест. Решать эту проблему мы будем за счет ввода в эксплуатацию детских садов-новостроек, а также за счет оптимизации сети дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.
Меня не может не волновать проблема школ с малой численностью учащихся. В жестких условиях оптимизации финансовых средств она стала особо острой. К малокомплектным общеобразовательным учреждениям мы относим учреждения фактической наполняемостью менее 70% от предельной наполняемости по лицензии, таких на начало 2010-2011 учебного года было 27 (численностью обучающихся от 300 до 600 человек). Отдельные руководители этих школ пребывают в ожидании, что та огромная армия дошкольников, которую мы сейчас имеем в детских садах, в скором времени переступит порог их школ. Но проблема-то гораздо глубже. Совершенно очевидно, что и школы, и учителя, которые в полной мере не справляются с образовательными задачами, становятся неконкурентоспособными, что и ведет к снижению контингента. Одна из ключевых задач, поставленных мною на окружной августовской конференции, - поиск новых технологий, подходов в обучении ВСЕХ детей ВНЕ зависимости от их образовательных возможностей. В новом учебном году мы имеем среднюю наполняемость классов по округу 25 человек. Думаю, что введение новых экономических механизмов и принятая округом программа развития сети позволят к 2013 году сократить количество школ с низкой численностью учащихся.
Укрепление материально-технической базы наших образовательных учреждений к новому учебному году стало возможным благодаря тому, что в 2011 году округу было выделено финансовых средств на 12% больше, чем в предыдущем году. Постепенно мы решаем вопрос переоснащения компьютерного парка школ. Без этого невозможно создать единую информационную образовательную ученическо-, учительско-родительскую среду, а это одна из важнейших задач столичного образования. В течение октября для обеспечения работы по новым образовательным стандартам в начальной школе будет осуществлена поставка компьютерной техники во все школы округа. По результатам инвентаризации, проведенной Департаментом информационных технологий, в IV квартале 2011 года будет произведена замена устаревшей компьютерной техники в 70% образовательных учреждений.
Мы серьезно занимались вопросами санитарного состояния, благоустройства и доступности наших образовательных учреждений. Сегодня можно подвести некоторые итоги:
    В течение 2011 года школы оснащены учебным оборудованием для работы по новым образовательным стандартам на общую сумму 141,4 млн рублей (2010 год - 57,0 млн рублей).
    Поставлена мебель на общую сумму 67,0 млн рублей (2010 год - 6,4 млн рублей).
    Получено торгово-технологическое оборудование на общую сумму 42,2 млн рублей (2010 год - 8,7 млн рублей).
Из 17 объектов капитального ремонта (13 школ и 4 детских сада) сданы 100%, однако в ходе ремонта были нарушены сетевые графики выполнения работ, сумма неустойки за несвоевременное исполнение обязательств подрядчиком составила более 165 тысяч рублей.
Текущий ремонт мы проводили в 272 учреждениях (133 школы, 125 детских садов, 14 - прочие). Работы выполнены в полном объеме (100%). Неустойка составила более 1,5 млн рублей.
Перепрофилирование помещений было запланировано в 82 учреждениях (30 школ, 52 детских сада). Срок выполнения работ - 1 октября 2011 года. На сегодня общий объем выполнения составляет 75%. Работы завершены в 65 учреждениях (24 школы, 41 детский сад) и продолжаются в 17 учреждениях (6 школ, 11 ДОУ). Так как торги прошли в конце июля, а контракты заключены в середине августа, мы стараемся закрыть вопрос в максимально короткие сроки.
В рамках комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» были запланированы работы по приспособлению среды для инвалидов и маломобильных групп населения (установка пандусов, работа в санузлах) в 60 учреждениях (31 школа, 26 детских садов, 3 - прочие). Срок выполнения работ - 1 октября 2011 года, работы уже завершены в 40 учреждениях (21 школа, 18 детских садов, 1 - прочие).
В рамках программы благоустройства 360 образовательных учреждений (144 школы, 195 детских садов, 21 - прочие) в настоящее время сданы 136 учреждений (53 школы, 77 детских садов, 6 - прочие), в том числе 40 фасадов, что составляет 40%.
По оставшимся объектам направлены письма в ГУ УКРиС об исправлении замечаний.
Перечень замечаний по 203 объектам, на которых ведутся работы с нарушениями технологий и правил СНиП (83 школы, 108 детских садов, 12 - прочие), следующие:
    нарушения по асфальтовому покрытию - 175 учреждений;
    нарушения по ремонту фасада - 33 учреждения;
    нарушения по покраске ограждений - 201 учреждение;
    нарушения по установке и ремонту теневых веранд - 45 учреждений.
Очень важным для нас было завершение строительства школы в Марфино на 550 мест и здания государственной столичной гимназии на Белозерской также на 550 мест.
В декабре 2011 года мы планируем открыть еще одну школу в Марфино на 550 мест (улица Кашенкин Луг, владение 2, корпус 2-3), начинаем работы по строительству нового здания школы №279 на 450 мест в районе Алексеевский (проспект Мира, дом 128). Таким образом, после перерыва возобновляется программа по сносу и строительству зданий школ довоенной постройки.
Что нам предстоит сделать?
Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2012-2016 годы предусмотрены строительство и ввод в эксплуатацию:
    В 2012 году - 6 ДОУ на 750 мест (в районе Бутырский на 120 мест: улица Яблочкова, дом 20А, после сноса ДОУ №225; в районе Бабушкинский на 220 мест: улица Радужная, дом 15, корпус 2; в районе Марфино на 95 мест: улица Академика Комарова, дом 1В; в районе Южное Медведково: 2 пристройки к ДОУ №№1606 и 1878 по 95 мест каждая).
    В 2013-2014 годах - 21 ДОУ на 3220 мест. Наиболее значимые: в районе Алексеевский на 125 мест после возврата здания в систему образования: улица Бориса Галушкина, дом 19; в районе Марьина Роща 2 ДОУ на 125 и 95 мест: Старомарьинское шоссе, владение 13, корпус 2, мкр. 13, улица Октябрьская, владение 37.
Перспектива строительства обозначена в постановлении Правительства Москвы от 26 августа 2011 года №388-ПП. В общей сложности запланировано осуществить реконструкцию с модернизацией лицея №1537 (улица Проходчиков, дом 9), построить 27 ДОУ на 3970 мест, 6 школ на 3100 мест, 5 БНК на 1450 мест.
Надо сказать, что в округе мы уже имеем 7 пристроек БНК (в районах Лианозово - №1430, Останкинский - №1220, Марьина Роща - №№237 и 259, Ярославский - №752, Северное Медведково - №№290 и 274). Считаю эти проекты очень функциональными и универсальными. Сегодня мы ведем строительство БНК на 350 мест к школе №763 в районе Лосиноостровский (улица Стартовая, дом 27, корпус 3), планируемый срок ввода в эксплуатацию - декабрь 2011 года. Но все же нам не хватает площадок под строительство. В этой связи считаю целесообразным в районах, где идет строительство на месте сноса пятиэтажек и ветхого жилого фонда, рассматривать возможность выделения строительных площадок под дошкольные учреждения. Особенно остро этот вопрос стоит в районах Бабушкинский, Лианозово, Свиблово, а также в районе Северный.
Вопросов много, выстроить их по рейтингу значимости просто невозможно. Необходимо решать вопрос ремонта автоматики регулирования вентиляции по предписаниям ОАО «МОЭК» в 103 учреждениях, где ремонт не проводился 20-30 лет.
Согласно предписаниям УВД по СВАО для уменьшения степени опасности угрозы охраняемого объекта, предотвращения террористических атак, противодействия несанкционированным проникновениям необходимо оснастить системами видеонаблюдения 396 учреждений. Кстати, очень актуальным сейчас стал вопрос разработки единых требований к безопасности образовательных учреждений, начиная от ограждения и заканчивая видеонаблюдением.
Не могу сегодня не коснуться проблем организации питания в наших образовательных учреждениях. 15 сентября 2011 года состоялась встреча руководителей образовательных учреждений с руководством ГУП «Объединенный комбинат школьного питания» - исполнителем государственного контракта в первом полугодии 2011-2012 учебного года. На встрече мы обсуждали актуальные и острые вопросы по повышению качества питания обучающихся как за бюджетные, так и за родительские средства. К сожалению, в настоящее время существующая система организации питания школьников вызывает многочисленные нарекания. Поэтому с 2012 года хотелось бы вернуться к сложившейся и проверенной системе, когда исполнитель государственного контракта несет полную ответственность и за приготовление школьных блюд, и за качество приобретаемого сырья и готовой продукции.
Округ всегда уделял большое внимание развитию физкультуры и спорта в учреждениях образования. На сегодня у нас имеется 29 межшкольных стадионов, но необходимо построить еще 38 межшкольных спортивных площадок. Но вопросом первостепенной важности я считаю реконструкцию стадионов 2003-2004 года постройки (их у нас 7). Так как в период их строительства не были предусмотрены некоторые очень важные критерии для обеспечения безопасных условий занятий спортом, все 7 стадионов не имеют резинового покрытия.
Надо сказать, что все проблемы, обозначенные мной, находятся в поле зрения родительской общественности округа, на наших регулярных встречах нам приходится держать перед ней ответ, поскольку мы отчетливо понимаем: качество образования характеризуется комплексом заданных критериев, один из которых - степень соответствия получаемого образования требованиям и потребностям заказчика образовательных услуг.