- У нас было пять программ «Столичное образование», нынешняя - шестая. Скажите, пожалуйста, когда шло ее обсуждение, звучали ли какие-то абсолютно новые предложения, которых не было в предыдущих программах и которые для российского образования инновационны?
- В процессе подготовки нынешней программы мы столкнулись с большим количеством новшеств, которые, как мне кажется, отражают современное развитие общества. Очень много было предложений о современном развитии информационной среды, информационных технологий, идет очень серьезное обсуждение, переходить на электронные учебники или не переходить, что для здоровья ребенка более целесообразно - носить портфель весом до 10 кг или пользоваться электронным учебником. Существует много задач, которые были поставлены и которые нам сегодня удалось сформулировать, понять, какой будет механизм обсуждения и дальнейшего решения. Я рада, что у нас программа не зашоренная, что мы открыты для любых обсуждений инноваций в образовании. Думаю, что это и есть то новое, что позволит нам серьезно продвинуться. Программа представляет собой некий гибкий документ, который при разных обстоятельствах в течение 5 лет может изменяться, трансформироваться под какие-то актуальные задачи, так как в ней заложены механизмы развития. Мы определили для себя обязательные направления, которые должны быть проработаны и достигнуты, но вместе с тем есть мероприятия, механизмы, которые будут нарабатываться в течение всей программы.
- Есть ли уже какие-то итоги работы московских школ по пилотному проекту?
- Этот проект уже трудно назвать пилотным, потому что количество школ, участвующих в нем, перевалило за 60 процентов, нынче в новом режиме работают 986 школ из 1515, так как на последнем заседании Правительства Москвы к участию в этом проекте были допущены еще 724 школы, а желающих было больше. Сейчас бухгалтерские службы и службы, которые организуют финансирование, очень внимательно и трепетно следят за готовностью школ с точки зрения принятия документов и их проработанности внутри коллективов.
Преимущество для школы в том, что появляется гибкость ОУ в использовании своих ресурсов. Не секрет, у нас есть абсолютно разные школы и абсолютно разные потребности. Например, у нас есть школа №650, где 12% детишек - дети мигрантов, а значит, нужны совершенно особые акценты в построении системы образования, эта школа должна в своем компоненте учитывать эти особенности. В этой школе больше времени тратят на русский язык, но дают сегодня отличные результаты, благодаря тому что оптимальным образом распределяют ресурсы. Там есть мальчик из Вьетнама, который показывает уникальные результаты на соревнованиях по информатике. Мы не должны забывать, что сегодня мигранты не только, как у нас принято считать, тяжелое бремя, это еще дети одни из самых трудоспособных и ориентированных на результат.
У нас среди детей-мигрантов очень много детей, которые показывают уникальные для системы образования результаты, довольно часто в своих школах они бывают локомотивами для всей системы образования.
Все риски пилотного проекта очень внимательно и подробно обсуждают директора и педагоги. Сегодня новая система финансирования основана на привлекательности школы, если школа пустеет, это первый сигнал, что она не выживет в новых условиях. Поэтому школы выживают, в том числе за счет дополнительного образования и разумной сбалансированности тех предметов основного и дополнительного профиля, который имеют. Школа сама определяет, каких педагогов привлекать на бесплатное преподавание, какие услуги не входят в стандарт нашего образования и по желанию родителей могут быть платными.
Мы переходим на подушевое финансирование, независимо от статуса школа получает норматив финансирования на учащегося по самой высокой ставке, которая существует в городе. Фактически те школы, которые раньше финансировали по остаточному принципу, сегодня подтягиваются до финансирования ОУ - лидеров нашего образования. Но школа должна проявить мудрость и определить, что для нее стало изюминкой, какие помимо обычных, в стандартной программе, предметы она будет предоставлять родителям как бонус в качестве дополнительного образования.
- С 1 октября все детские сады переходят на новый механизм финансирования. Как, на ваш взгляд, изменится жизнь системы дошкольного образования, в частности, для тех людей, которые там работают?
- Жизнь требует от дошкольного образования таких же инноваций и такого же современного облика, как и от всей системы образования. Не могут дошкольники отставать от современной школы, нужен прорыв в дошкольном образовании, на это тратятся серьезные усилия. С 1 октября 2011 года средний уровень оплаты труда в учреждениях дошкольного образования повышен на 20-25%. Переход на новые механизмы финансирования - это и повышение оплаты труда, и придание гибкости финансированию, когда коллектив сам устанавливает систему оплаты труда, меняет качество образования и воспитания ребенка в дошкольном учреждении, при этом повышаются требования и возможности у наших дошкольников.
- Для того чтобы перейти на новые механизмы финансирования, у школ есть пилотный проект, в который они вступали постепенно. Детские сады вступают все и сразу. Вы считаете, что дошкольное образование более, чем школьное, подготовлено к ведению всех этих новых механизмов?
- Дело в том, что и дошкольники, и профессиональное образование внимательно следили за пилотным проектом школ и фактически в нем участвовали, посещали те семинары, которые мы проводили, отрабатывали механизмы под пристальным вниманием профессионалов всей системы образования. Мы скорее ответили на пожелание дошкольных учреждений войти как можно быстрее в эту новую систему.
- Московские стандарты качества, о которых сказано в программе, - это действительно что-то новое? Если да, то кто эти стандарты разрабатывает?
- Это абсолютно четкие стандарты, в какой-то части они уже утверждены, в какой-то части идет их развитие, этот процесс будет непрерывным на протяжении всей реализации программы. Московские стандарты качества - это и стандарты оснащения по каждому предмету, и стандарты квалификации педагогов, и те методики, и те наработки в образовании в дошкольном, в школьном, в профессиональном, которые мы сегодня имеем. Мы в пилотном режиме в прошлом году опробовали целый комплекс предметов, который позволяет первоклашкам хорошо справиться с программой, позаботившись о том инструментарии, с помощью которого сегодня первоклашки познают мир.
После этого психологи оценивают, насколько повышается усвояемость материала, рекомендуют, что включать в стандарт, а что выводить из стандарта. Таким образом, формируется система оснащения, система квалификации, того, что должен уметь преподаватель, после того как мы внедряем ту или иную систему.
Поэтому московский стандарт качества - абсолютное реальное понятие, оно формализовано и будет подготовлено по каждому предмету для каждого класса. Отвечает за разработку этих стандартов Департамент образования, в их разработке принимают участие все сообщества, но прежде всего профессиональные институты и эксперты - педагоги, учителя, преподаватели, воспитатели, которые работают в учебных учреждениях, родительская общественность и просто общественность города.
- Возможна ли в скором будущем замена бумажных учебников на электронные?
- Для того чтобы перейти на хорошие электронные учебники, сначала нужно их иметь. Пока в нашей стране на территории российского пространства, к сожалению, мы имеем единичные случаи добротных электронных учебников. Электронных книг много, но учебник - это не просто книжка, это очень серьезный материал, мы хотим, чтобы он был сделан хорошо, качественно, грамотно, интересно, проводим консультации с врачами, чтобы для учащегося все было оптимально с точки зрения его здоровья.
- Все понимают, что для обеспечения учебного процесса нужно заботиться о здоровье детей. Что предусмотрено сделать в ближайшее время?
- Мы знаем, что заболеваемость в Москве детей (особенно по некоторым видам болезней) выше, чем в среднем по России, например, показатели травматизма отличаются от средних по России в 1,8 раза, сейчас рассматриваем работу школьных медицинских кабинетов, планируем изменение норматива, для того чтобы усилить внимание школьного врача и школьной медсестры к каждому ребенку.
Увеличение количества уроков физической культуры - обязательная федеральная норма, мы готовим документ по ее отдельному финансированию. Повышение квалификации педагогов идет по различным направлениям, много известных педагогов занимаются этими программами.
Например, очень популярна среди педагогов по физкультуре программа уникального тренера Ирины Винер, которую сейчас реализуют для младших классов. Мы считаем, что каждая школа может иметь отдельный зал по ЛФК, а может проводить занятия на базе общего зала. Здесь важно, чтобы было оборудование, специальные мячи для занятий, те приспособления, которые необходимы детям по возрасту.
Сегодня мы внимательно следим за оснащением, есть стандартный перечень оборудования. Это тоже относится к теме стандартов московского образования. Но мы понимаем, что малыши большую часть проводят дома, поэтому так важен союз родителей и педагогов, для того чтобы ребенок следил за здоровьем.
- Скажите, пожалуйста, будут ли существовать в московских школах группы продленного дня и в каком виде?
- У нас группа продленного дня будет существовать так же, как она существовала. Школы Москвы - традиционно сложившиеся учебные заведения, и в один день для школьников 1-4-х классов мы не сможем оборудовать спальни. Мы подходим к этой теме разумно, спокойно и взвешенно, группы продленного дня будут работать в том же объеме и в том же режиме, в котором они работали до этого времени.
- Один из пунктов программы - создание условий для обучения детей с ограниченными физическими возможностями. Что это за условия?
- Сегодня дети с существенными ограничениями здоровья могут посещать обычную школу и обычный детский сад, мы создаем для таких детей специальные условия, так как это хороший путь к социализации ребенка. Для детей, которые должны много времени пребывать на больничной койке, находиться под наблюдением врача, мы создаем условия (вплоть до надомной школы), чтобы включенность в социальную среду и в образование независимо от состояния их здоровья были постоянными. Часть школ имеет специальные приспособления для инвалидов, но если в школу желает поступить ребенок с определенным заболеванием (с ограничением по зрению, по слуху), то, поскольку финансирование идет за учащимся, наша комиссия готова при направлении такого ребенка в общеобразовательную школу подготовить для него специальные условия, дооснастить школу, если это необходимо.
У нас есть специальные сады и школы так называемого инклюзивного образования, но все дошкольные учреждения, которые вводятся, и те, которые заложены в программу, в обязательном порядке будут оснащены необходимыми средствами для инвалидов и маломобильных групп населения. То же самое сейчас происходит и в школах, в процессе реализации программы для маломобильных групп у нас будут дооснащены все школы и все другие учебные учреждения.
- Школы разные, разные дети. Психолог работает и с учеником, и с учителем, и с родителем. Что в Москве делают для того, чтобы создавать те отношения, которые позволяли бы всем существовать в формате доброй и доброжелательной обстановки, чтобы оказывать поддержку и самому психологу?
- Сегодня вся школьная психологическая служба находится под контролем, у нас есть Московский городской психолого-педагогический университет, ставший одним из лидеров не только на российском, но и на мировом пространстве. Та программа, которую МГППУ подготовил, начинает реализовывать уже в этом году и презентовал всему сообществу, предусматривает психолого-педагогическую поддержку и для школьного психолога. Я думаю, что это существенный и надежный инструмент для развития психологической службы в городе.
- Программа «Столичное образование» рассчитана на 5 лет. Что вы сами надеетесь увидеть за эти 5 лет и какие есть более долгосрочные перспективы?
- Я думаю, что мы первые в нашей стране сможем прийти к новому облику образования, более комфортному для ребенка и дающему для него другие результаты обучения. Можно стоять над ребенком с утра до ночи, заставлять его делать уроки, а можно найти такие формы, которые помогут заинтересовывать ребенка, дать ему возможность развиваться в тех направлениях, в которых он более силен, эти его сильные стороны подтянут за собой усвоение базового материала по всем предметам. Это абсолютно новый подход, я думаю, что Москва к нему придет первая.
- Говорят, что программа стоит 1,5 трлн рублей. Как они будут распределяться?
- Сумма в 1,5 трлн рублей расписана по годам и по направлению расходов. Мы специально сделали на сайте более подробное раскрытие программы, например, сейчас расходы в образовании составляют 202 млрд рублей (дальше эта сумма растет по годам): это и заработная плата сотрудников учреждений, и оснащение, и инвестпрограмма. Мы сейчас добиваемся полной прозрачности расходования средств, вывешиваем на сайтах информацию по каждому учреждению: сколько на каждое учреждение выделено средств, что сделано в программе ремонт за эти средства.
- Что Москва сделает для того, чтобы вернуть высокий престиж профессии учителя, чтобы люди шли в педвузы с радостью?
- Я думаю, что те мероприятия, которые заложены в программе, которые подкреплены реальными деньгами, реальным оснащением, должны сыграть на то, чтобы вернуть учителю былое величие, чтобы в Москве учитель был совершенно особым человеком с точки зрения морального авторитета в обществе. На самом деле в Москве все для этого есть. Верю, что москвичи с особым уважением, тепловой и любовью относятся к своим учителям, готовы поддерживать московское учительское сообщество в его развитии.