Именно для того чтобы помочь нынешним детям прикоснуться к живой истории и хоть как-то прочувствовать все это на себе, негосударственное образовательное учреждение «Ломоносовская школа» совместно с Фондом поддержки социальных проектов, администрацией Архангельской, Вологодской, Ярославской и Московской областей при поддержке банка «Столичный Кредит», корпорации Microsoft и ряда других организаций решили провести акцию с весьма красноречивым названием - «Ломоносовский обоз».
- На самом деле попытки пройтись по следам того самого обоза за последние годы предпринимались неоднократно, но ни разу еще в нем не участвовали российские школьники из стольких областей, - говорит заместитель губернатора Архангельской области Александр Мирелли. - В проекте задействованы правительства сразу нескольких регионов, руководители целого ряда министерств, проведена очень серьезная предварительная подготовка, согласованы многочисленные вопросы в плане организации безопасности, питания, передвижения, размещения и так далее. Уверен, что все это имело огромный воспитательный и образовательный эффект!
Действительно, что касается организации, то здесь все было сработано четко и слаженно. За 10 дней, которые длилась эта акция, ребята посетили 14 населенных пунктов (Новодвинск, Архангельск, Ломоносово, Холмогоры, Антониево-Сийский монастырь, Емецк, Шенкурск, Вельск, Верхневажье, Вологда, Пречистое, Ярославль, Ростов, Москва), и везде их ждали теплый прием, культурная программа, стол и кров.
- Конечно, когда мы планировали это мероприятие, с самого начала у нас было очень много самых разных идей, включая и пешие переходы по маршруту настоящего обоза, - рассказывает директор Ломоносовской школы Вячеслав Жданов. - Но по ходу дела пришлось все перекраивать, подстраивать под требования техники безопасности и пытаться уложить в жесткие временные рамки. Ведь ни одно официальное лицо не разрешит сейчас группе детей идти несколько километров вдоль оживленной трассы, где столько лихачей и такие узкие обочины. Поэтому большую часть пути мы проделали на микроавтобусах, а в населенных пунктах для нас были организованы экскурсии по ломоносовским местам.
Стоит отметить, что одна из целей обоза заключалась в организации живого общения между местными и приезжими ребятами, участниками проекта и жителями российской глубинки (среди которых, кстати, были и потомки Михаила Васильевича). Ведь это прекрасный повод показать детям из обеспеченных семей, учащимся в частной школе, настоящую жизнь русской провинции с ее ухабами, лужами и просевшими фундаментами покосившихся срубов. А поскольку в обозе одновременно участвовали дети сразу из нескольких регионов, они могли свободно обсуждать между собой увиденное, делиться впечатлениями и адресами.
Как известно, совместная деятельность сближает, поэтому в ряде населенных пунктов ребята не только посещали музеи и мемориальные сооружения, посвященные Ломоносову, но и сажали деревья, закладывая аллеи в память потомкам, а также выступали с номерами художественной самодеятельности.
Правда, как выяснилось, «чем дальше от Ломоносова, тем меньше Ломоносова». Иными словами, если в деревне, где родился русский гений, буквально все напоминает о нем и каждый житель способен рассказать о своем знаменитом соотечественнике множество интересных деталей, то по мере продвижения в сторону Москвы на эту тему говорят все меньше и меньше. Все это очень похоже на круги, которые расходятся на воде от брошенного камня. Так, например, выяснилось, что даже в таких крупных городах, как Вологда и Ярославль, нет не только памятников или бюстов, даже памятных досок с упоминанием о Ломоносове. Узнать об этом накануне 300-летнего юбилея отечественного Леонардо да Винчи ребятам было довольно странно. Хотя... Это ведь тоже своего рода воспитательный момент.
С другой стороны, оказалось, что существуют и другие «круги на воде», однако расходятся они теперь уже от Москвы во все стороны. Например, активность интернет-пользователей из числа тех детей, которые участвуют в организованных преподавателями Ломоносовской школы конкурсах и олимпиадах, тем выше, чем ближе они к столице. В ряде архангельских сел не только ученики, но даже учителя с трудом вспоминали, есть ли в их школе сайт, и не все могли написать свой e-mail.
И все-таки абсолютно все - участники, организаторы и наблюдатели - сошлись во мнении: такие мероприятия крайне важны как для детей, так и для взрослых. Они помогают не забыть о людях, которые создавали нашу науку и культуру, воспитывают чувство причастности к нашей великой истории, формируют патриотическое отношение к стране.
- Это очень хороший почин, который я полностью одобряю, - считает глава Ростовского муниципального района летчик-космонавт Герой России Валерий Токарев. - Подобные акции помогают ребятам узнать больше о своей Родине не только из книг или фильмов, но и увидеть свою страну собственными глазами. И это наверняка останется в их памяти на всю жизнь. Я заметил, что у нас все хорошие начинания происходят по инициативе снизу. Поэтому их необходимо поддерживать, для чего состоятельным людям и организациям нужно постоянно напоминать о долге перед обществом, чтобы совмещать их средства и возможности с народными инициативами.
Кстати, инициатива эта не просто народная, а именно детская, так как идею путешествия подсказали сами ученики-ломоносовцы. А взрослые уже подхватили ее и помогли реализовать на деле. Впрочем, по словам научного руководителя Ломоносовской школы доктора педагогических наук Марата Зиганова, подобных инициатив его ученики выдвинули огромное количество, и порядка 50 из них либо уже воплощены в жизнь, либо находятся на разной стадии реализации.
Хочется верить, что проект «Ломоносовский обоз» поможет ребятам из других школ России поверить в свои силы и начать более настойчиво теребить взрослых, чтобы те состоятельные люди, которые в силах помочь осуществить их детскую мечту, тратили свои средства на организацию общественно полезных и образовательно-просветительских акций, а не на собственный пиар.

фото автора

От редакции

Узнать больше о том, как проходил «Ломоносовский обоз», вы можете на нашем сайте, в одноименной рубрике по адресу www.ug.ru/article/151