Для начала - почему любопытно. Авторы сознательно проигнорировали классическую схему кинопроизводства. Не было у них ни традиционного сценария, где прописаны каждая реплика, каждый мотив, ни оператора-постановщика, единолично отвечающего за изображение. После долгих поисков в Ростове-на-Дону набрали группу молодых людей, раздали им маленькие камеры и отправили на «вольный выпас», велев снимать самих себя, лишь в общих чертах наметив примерные игровые ситуации и темы для разговоров. Когда весь этот стихийный и на первый взгляд абсолютно беспорядочный материал был смонтирован, получилось несколько новелл о повседневной жизни современного юношества, новелл драматургически стройных, но неприглаженных, неотлакированных, абсолютно документальных, где без всякого художественного тумана отражаются жизнь и нравы сегодняшних двадцатилетних.
Вот тут и начинается неприятное. И дело не в том, о чем говорят эти люди, - в конце концов какие-то сюжетные векторы им все же были изначально заданы. Серьезное испытание - полтора часа слушать, как говорят герои. Они не ругаются матом, приправляя им свои мысли к месту или пусть даже и не к месту. Мат - это их единственная и основная речь, когда в пяти-шести словах, обрастающих по необходимости то суффиксами, то приставками, в мельчайших нюансах описывается все мироздание. И этих пяти-шести слов оказывается более чем достаточно, чтобы выразить и свои мечты, и обиды, и страсти, и надежды. И ведь не сказать, чтобы чувства эти были примитивны и убоги, вовсе нет: любовь, семья, смысл жизни, искусство - вопросы ровно те же, что и нашим далеким предкам душу бередили. Но запертые в эти своеобразные лингвистические рамки, они будто сереют, бледнеют и сходят на нет. Первые двадцать минут все это очень весело. Будто попал в зоопарк, где наблюдаешь за чудными зверьками. «Во загнул», - хлопаешь себя по коленке, услышав очередную прямо-таки виртуозную пятиэтажную конструкцию. Потом начинает подташнивать. А затем приходят слезы. Ведь ты не в зоопарке, и это не звери, а люди - неотъемлемая часть твоей собственной повседневности. И их много. И они уже давно не узкая субкультура, а представители большинства. А субкультура, получается, - это ты сам. Вместе со своей тошнотой и глупыми слезами.
И наконец, о пользе. Никто не говорил, что читать документы приятно. Это же не романы. Но необходимо, через не могу. Чтобы знать в лицо - не врага, конечно, но соседа. А возможно, чего уж там, и собственного ребенка. Учителям, кстати, посмотреть «Я тебя люблю» профессионально необходимо. В качестве очередного курса повышения квалификации.