Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета ГД РФ по образованию:

- Владимир Путин выступил с двумя инициативами, которые касались непосредственно системы образования, повышения социального и общественного статуса наших педагогов. Первая инициатива связана с «Учительским домом»: по существу, речь идет о строительстве жилья для наших педагогов, это могут быть кооперативы, ТСЖ или другая форма. Весь вопрос в том, что нужно сделать, для того чтобы «Учительский дом» и кооперативы стали доступными для наших педагогов. Понятно, что заработная плата очень низкая, несмотря на программу модернизации, которая сейчас реализуется. К 2013 году заработная плата учителей должна сравняться со средней по экономике субъектов Российской Федерации, думаю, что уже в 2013 году нам будет легче реализовывать этот проект. Удешевить жилье педагогам поможет предоставление бесплатных федеральных земельных участков для строительства, которые сегодня не используются. Субъекты РФ могут взять на себя все, что связано с инфраструктурой, - с коммуникациями, сетями при строительстве этих домов. Все это, по нашим расчетам, должно удешевить стоимость одного квадратного жилья для наших педагогов примерно на 25-30, 35 процентов.
Вторая инициатива Владимира Путина связана с предоставлением ипотеки для молодых и не очень молодых педагогов - речь идет о снижении процентной ставки по ипотеке до 6-8 процентов и размере первоначального взноса не более 10 процентов от общей стоимости жилья. Те субъекты Российской Федерации и муниципалитеты, у которых есть такие возможности, могут взять на себя уплату 100% первоначального взноса, а также какую-то часть ежемесячных платежей.

Николай БУЛАЕВ, заместитель председателя Комитета ГД РФ по науке:

- Что касается первых ощущений по проектам «Учительский дом» и «Ипотека для молодых», я думаю, что у нас есть большое поле для дискуссии, все умеют считать и могут в течение двух минут выяснить: сколько должен платить молодой учитель, в случае если он берет ипотеку за двухкомнатную квартиру. Цифры достаточно внушительные. Что меня устраивает? Больше всего то, что властью обозначена сама тема жилья для учителей, а раз так, то будут приняты соответствующие решения, которые помогут эту идею реализовать.
В Башкортостане я провел опрос директоров школ, заведующих роно. Сначала никто из них не хотел участвовать в проекте «Учительский дом». Но когда возникла перспектива обменять в результате реализации этого проекта двухкомнатную квартиру на трехкомнатную, у многих появился огонек в глазах. Наличие первоначального жилья позволяет сделать очень интересным участие в «Учительском доме», практически без доплат решить свою жилищную проблему. Сегодня возникают такие вопросы, как, например: почему нельзя строить таунхаузы в городах с населением 25-30 тысяч, даже в небольших населенных пунктах 5-6 тысяч человек? Мне кажется, надо все эти вопросы обсуждать, выдвигать реальные предложения для развития этого проекта. Сегодня учитель нуждается в решении проблемы жилья, ведь когда его нет, нет и возможности нормально работать.

Наталья ШЕРРИ, заместитель руководителя Департамента образования Москвы:

- Мы уже проанализировали порядок получения жилья педагогами Москвы и знаем, что наибольшим спросом по жилью пользуется купля-продажа с рассрочкой платежа, которая позволяет учителям действовать в этом направлении. Понятно, что у нас есть проблемы с земельными участками. Учителя, которые покупают квартиры по более низким ставкам в Московской области, очень часто остаются в Московской области и работать. То есть мы обеспечиваем кадрами Московскую область, а не столицу, и эту проблему нам необходимо решать. Сегодня субсидирование процентной ставки без внесения первого взноса проблематично, так как в Москве очень дорогое жилье, и хотя средняя заработная плата в Москве практически приближена к средней по экономике региона, тем не менее нашему учителю невозможно сегодня купить жилье. До середины октября мы выйдем на мэра Москвы Сергея Собянина с теми предложениями от регионального отделения ВПС, которые можно рассматривать на уровне столицы.

Александр АНИКЕЕВ, министр образования Калужской области:

- Мы будем реализовывать инициативу премьера в рамках областной целевой программы «Жилье для профессионалов». Жилье по этой программе у нас получают работники технопарков, которые строят на территории Калужской области. Мы приняли решение включить в эту программу также школьных учителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, преподавателей вузов и учреждений системы начального и среднего профессионального образования в возрасте до 35 лет. Это может быть малоэтажное строительство. У нас есть опыт возведения трех поселков с очень дешевым жильем для молодежи. Это могут быть и многоэтажные, многоквартирные дома. Сегодня уже принято решение о том, что землю под такое строительство область предоставляет абсолютно бесплатно. Кроме того, область берет на себя прокладку коммуникаций, строительство инфраструктуры. Организацией-кредитором будет выступать Сбербанк, размер ставки кредитования мы рассматриваем. Думаю, что она будет не выше 8 процентов. Область субсидирует также первоначальный взнос участников программы в размере 10 процентов.

Валентина ИВАНОВА, председатель ВПС:

- Сельская школа должна стать центром социально-культурной жизни села. Мы проводим в рамках Всероссийского педсобрания мероприятия по инициативе «Учительский дом». Мы будем отстаивать права на жилье многодетных учителей, матерей-одиночек, в школах очень много женщин-учительниц, которые имеют детей и которым надо помогать, даже половину первого взноса им тяжело внести. Значит, надо думать всем вместе. Нам нужно сделать так, чтобы с глав муниципальных образований спрашивали, что они делают для учителя.

Лидия ГОРДЮШКИНА, учитель математики Александроневской школы Новодеревенского района Рязанской области:

- Решение любой проблемы, связанной с учительским сообществом, невозможно без главы нашего района Владимира Оводкова. В 1997-2000 годах к нам приехали молодые специалисты. Для того чтобы их закрепить на рабочих местах, наша районная Дума приняла решение выделить им безвозмездно денежные средства. Мы выделили по полтора миллиона, десять молодых педагогических семей сейчас живут и работают в комфортных условиях в сельских населенных пунктах. Педагоги участвуют в программе обеспечения жильем молодых семей, последние три года они получают социальную выплату на покупку жилья, в этом году участниками этой программы стали пять семей.
Также на территории нашего района действуют федеральная целевая программа «Социальное развитие села» и региональная «Социальное развитие села Рязанской области до 2013 года». 40 процентов средств на строительство и приобретение жилья предоставляет федеральная программа, 50 процентов дает Рязанская область, то есть молодому специалисту всего нужно десять процентов стоимости жилья вложить, для того чтобы рассчитаться с теми займами, которые дает ему государство. В рамках реализации этой программы улучшили жилищные условия 93 семьи нашего района, в том числе девять работников школ и детских садов.
В рамках реализации областной целевой программы по переселению граждан из аварийного, ветхого жилищного фонда в нашем поселке Александроневском десять семей получили новые квартиры, которые отвечают всем современным условиям. Это и учителя, и работники дошкольного образования. В частности, два года назад благоустроенную квартиру получила и я. В нашем поселке есть два новых микрорайона, в которых педагогам безвозмездно выделяют земельные участки под строительство жилья, эти участки обеспечены всей необходимой инженерно-коммунальной инфраструктурой. Мне 61 год, скоро мне уходить на пенсию, и когда на мое место придет молодой учитель, то ему предоставят земельный участок под строительство жилья, где есть все.

Надежда ГОЛОЛОБОВА, заместитель руководителя Тюменского регионального отделения ВПС:

- С февраля 2011 года в нашей области стартовал проект по предоставлению субсидий работникам бюджетных организаций. Мы получили 361 обращение от работников образования - не только учителей, но и воспитателей дошкольных учреждений. Тот, кто претендует на получение социальной выплаты и социального займа, должен соответствовать нескольким критериям, один из которых - он должен стоять в очереди на улучшение жилищных условий, второй критерий - он должен иметь стаж работы не менее десяти лет в бюджетной сфере, третий - его кандидатуру должен одобрить трудовой коллектив. Социальная выплата установлена в размере 400 тысяч рублей, по решению правительства Тюменской области добавлено еще по 100 тысяч рублей на каждого ребенка, не достигшего 23 лет. Когда наши педагоги начали приобретать жилье, стало ясно, что общей суммы недостаточно для приобретения готового жилья. Примерная стоимость однокомнатной квартиры в Тюмени - два миллиона рублей. Поэтому правительство Тюменской области вводит еще одну форму помощи педагогам - социальный заем. То есть педагог получает субсидию до миллиона рублей под 1,3 процента годовых. Если он берет на 10 лет такую социальную субсидию, то ему нужно будет платить примерно 9000-9200 рублей в год. Эта сумма для нашего педагога реальна. У нас есть территории, к примеру города Ишим, Заводоуковск, где нет свободного жилья, там действует программа выделения педагогам служебных квартир в новых строящихся домах.
По программе, которая у нас действует, после получения субсидии и социального займа мы заключаем с педагогом договор на пять лет, которые он должен отработать в бюджетной сфере.

Ростислав ЭДВАРДС, заместитель председателя Комитета Законодательного собрания Ульяновской области по социальной политике и делам молодежи:

- У нас приняты решения о разработке мер поддержки по предоставлению жилья. С июня 2011 года у нас действует постановление правительства, согласно которому учителю компенсируют первоначальный взнос в размере 50 процентов, но не более 150 тысяч рублей. Между тем стоимость жилья подросла. Однокомнатная квартира у нас стоит 1,5 миллиона, но в принципе в 10 процентов, о которых говорил Владимир Путин, мы укладываемся. С июня этой возможностью воспользовались сотрудник педагогического колледжа, два сотрудника Центра развития образования и один сотрудник интерната. Процентная ставка при этом: минимальная - 7,8 процента, максимальная (в случае когда кредит берут на 30 лет) - 9,8 процента. Также мы планируем построить дом для педагогов. В Ульяновске в некоторых микрорайонах возводятся дома, и их можно превратить в дома для учителей, если потом мы сможем компенсировать затраты застройщику земельным участком.

Татьяна УЛЬЯНОВА, член Тверского регионального отделения ВПС:


- Мы в Тверской области провели мониторинг педагогов, нуждающихся в жилье, и установили, что наиболее проблемная в этом плане категория - это не молодые специалисты (они участвуют в федеральных программах), а неполные семьи, одинокие учительницы 30-40 лет, имеющие детей. Например, в Кимрском районе есть Неклюдовская школа, где работает учитель начальных классов Алена Суворова, ей 33 года, у нее трое детей, в семье есть ребенок-инвалид, живут они в неблагоустроенном доме, арендованном у администрации поселения. При любом раскладе неполные семьи с детьми при нынешнем состоянии дел не смогут участвовать в программе, а хотелось бы, чтобы эти люди не оставались за бортом. При оформлении субсидии на жилье у учителя часто возникают сложности в юридическом оформлении, и ему в принципе некуда обратиться с этими вопросами. Так, одной учительнице из Нелидовского района дали жилье, но она не может его юридически оформить.

Наталья МАКРЕЦКАЯ, директор Новостроевской средней школы Озерского района Калининградской области, депутат областной Думы:

- Я считаю, что инициатива «Учительский дом» очень хороша, особенно идея дома для учителей с помощью кооперации, то есть вложения средств на первом этапе. Но меня волнует как директора сельской школы и как депутата областной Думы привлечение молодых специалистов, тем более в село. Как молодая девушка, парень смогут вложить какие-то средства, которые они еще не заработали? Сейчас никто не будет на селе сдавать жилье, потому что бабушки уже стали тоже современными.
Чаще всего молодые люди не едут работать на село, потому что инфраструктура там совсем не такая, какой им хотелось бы. Молодые люди сейчас хотят жить в комфортных условиях, поэтому считаю, что нужно за счет средств федерального бюджета создать фонд ведомственного педагогического жилья.

Наталья БУРАКОВА, начальник Департамента образования Ивановской области:

- Что касается «Учительского дома», то мы сейчас проводим подробный анализ, мониторинг потребности жилья. В рабочую группу входят специалисты различных отраслей, мы серьезно изучаем ситуацию на рынке жилья, проводим консультации и согласования со специалистами.

Мнение по поводу

Елена НИКОЛАЕВА, президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальным вопросам и демографической политике:

- Как принцип основной социальной справедливости увязать с экономическими реалиями? Это очень непростая задача. Хотя мы поняли, что для молодых педагогов, особенно для тех, кто работает на селе, будут в ближайшее время реализованы некоторые задачи по предоставлению жилья. Закрепление молодых педагогов в школах, на селе - базовая проблема. Конечно, вопрос обеспечения их жильем, может быть, даже служебным и необязательно в собственность, - проблема чрезвычайно острая.
Жилищная обеспеченность - комплексная задача, которую необходимо решать системно, но при этом, на мой взгляд, мы не должны говорить только о том, что для этого нужно всех обеспечить жильем в собственность. Это утопия: нам никогда не хватит денег. Поэтому необходимо развивать альтернативные программы, в частности, строительство социального жилья, социального найма, реализовывать программы, связанные с арендным жильем, которое можно предоставлять педагогам по той или иной программе и субсидировать, если эта категория граждан будет получать соответствующую льготу. Конечно же, нужно развивать ипотечные программы, естественно, с развитием в том числе малоэтажного и коттеджного строительства. Чем более качественной будет наша жизнь, чем более качественной будет среда обитания, тем серьезнее улучшится наша демографическая ситуация. В своем доме, как говорили наши коллеги, хочется рожать детей.

Дмитрий ЛАПТЕВ, начальник Томского управления по делам молодежи, физической культуре и спорту:

- На сегодняшний момент на территории города Томска реализуются три жилищные программы, направленные на улучшение жилищных условий. Первая - федеральная программа «Жилище», где целевая аудитория - молодые семьи, постоянно проживающие на территории Томска, в которых оба супруга в возрасте до 35 лет. Программа реализуется в нашем городе с 2006 года, за период с 2006 года по 2010 год 598 молодых семей улучшили свои жилищные условия. Программа финансируется за счет бюджетов трех уровней, поэтому количество семей, которые могут получить сертификат, напрямую зависит от объема денежных средств, выделенных из федерального бюджета. Ежегодно в нашу заявку на получение жилищных сертификатов по этой программе мы включаем около 1000 семей. Денежные средства выделяют в объеме, достаточном для оказания помощи от 15 до 30 процентам семей от общего числа претендентов. Вторая - программа субсидирования процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам отдельным категориям граждан на 2009-2013 годы - финансируется только за счет средств местного бюджета, рассчитана на широкую целевую аудиторию: нет ограничения по возрасту, семейному положению, профессиональной деятельности. Суть программы - субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту в течение трех лет. Если оба супруга работают в бюджетной сфере, то полностью погашается до 15 процентов, если один из супругов работает в бюджетной сфере - 13 процентов, для работников небюджетной сферы это 12 процентов. Величина субсидии здесь варьировалась от 3 до 30 тысяч рублей и напрямую зависела от места работы участника программы, состава семьи и площади приобретаемой квартиры. Программа предусматривает погашение заключенных ранее ипотечных кредитов. Финансирование программы осуществлялось из городского бюджета, в рамках программы 750 семей улучшили свои жилищные условия, это 431 семья бюджетников, из них 237 - семьи работников сферы образования. Всего были привлечены средства кредитных организаций в размере 530 миллионов рублей. Третья программа - социальная ипотека, симбиоз положительного опыта реализации двух программ, которые реализуют в Томске. Программа начала работать с января 2011 года и рассчитана на 10 лет. Бюджет программы - полтора миллиарда рублей с ежегодным финансированием 150 миллионов рублей. Программа финансируется за счет средств местного бюджета. Были отменены ограничения по наличию стажа работы не менее одного года, что позволило участвовать в программе выпускникам вузов, ссузов, только что закончивших обучение и трудоустроившихся. Программа предусматривает оказание поддержки в следующих формах: одновременно оплата первоначального взноса в размере 150 тысяч рублей, субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту в течение 10 лет в размере не более 13,5 процента. По сути, погашается только основной долг учителя, который расписывается на 10 или 15 лет. То есть практически всю процентную ставку по кредиту мы берем на себя.
Норма для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье установлена в 14 квадратных метров. Наличие финансовых обязательств по ипотечным жилищным кредитам, заключенным для приобретения жилья у застройщика либо в целях долевого участия в строительстве в соответствии с 214-м федеральным законом, при участии в долевом строительстве снижает стоимость одного квадратного метра жилья и делает более доступным для приобретения. С каждым участником мы подписываем соглашение, условия которого предусматривают в том числе, что участник программы, получающий бюджетную поддержку, должен в течение 10 лет отработать в бюджетном учреждении. Карьерный рост и переход между учреждениями допускаются, но в случае увольнения по собственному желанию и трудоустройства в коммерческую структуру участник возвращает все полученные в рамках программы деньги.
Краткие итоги реализации программы: за восемь месяцев 2011 года признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий 456 семей, выданы сертификаты на оплату первоначального взноса в размере 150 тысяч рублей, 250 человек приобрели квартиры, стали непосредственными участниками 210 молодых семей, привлечены средства кредитных организаций за этот маленький срок в размере 230 миллионов рублей.

От редакции

Очень часто бывает так, что кто-то из власть имущих предлагает очень хороший выход из трудного положения, но не всегда эти предложения местные власти реализуют в полной мере. Два существенных предложения сделал Владимир Путин - о повышении учительских зарплат до средней по экономике региона и о создании программы «Учительский дом». Первая инициатива реализуется с куда более значительной скоростью (установлен жесткий контроль за исполнением, выделены соответствующие средства), а вот вторая вызывает очень много скептических высказываний учителей.
В очередной раз учителя выступают бедными родственниками государства, от которого вынуждены ждать новых бюджетных выплат. Понятно, что зарплата и приобретение жилья - проблемы связанные. Будь зарплата посолиднее, учитель и сам мог бы решить свои жилищные проблемы. Но пока такого нет даже в богатой Москве, где однокомнатная квартира стоит больше 6 миллионов рублей, и учителю нужно двадцать лет не пить и не есть, не заводить семью, чтобы худо-бедно справиться с платежами. Если же он возьмет кредит под грабительский банковский процент, то количество лет, проведенных в монашеском образе, существенно возрастет.
Государство, предлагая программу «Учительский дом», отметает одну возможность - предоставление педагогам социального жилья, между тем в городе это вполне могло бы помочь решению жилищной проблемы. Еще одна возможность - предоставление арендного жилья. В столице несколько лет практиковали такую форму поддержки молодых учителей, это существенным образом не только привлекало к работе в школе выпускников вузов, но и закрепляло их там.
Возрождать такие забытые формы, как молодежные жилищные кооперативы, архинеобходимо, ведь тогда сами молодые люди смогут внести вклад в улучшение своего жилищного положения. Вполне вероятно, что могут быть различные варианты решения проблемы. Нужно только слушать людей и идти им навстречу, не загораживаясь в очередной раз от них привычной отговоркой «Не можем!», ведь чаще всего за этим стоит другая - «Не хотим!».
Хлопотно решать проблему жилья для учителя, но решать ее надо.
А как в вашем регионе, уважаемые читатели, решается эта проблема, что вы можете предложить сами, что вам предлагает региональная и муниципальная власть? Мы ждем ваших писем.