Есть две серьезнейшие проблемы, которые в вихре модернизационных перемен требуют к себе гораздо большего внимания: во-первых, научно-методическое обеспечение нововведений, и во-вторых, мотивация субъектов образовательной деятельности. Очевидно, что без решения этих проблем вбрасываемые в систему образования огромные деньги не могут быть эффективными.
Проблема научно-методического обеспечения - это проблема квалификации сотрудников институтов развития образования, от которой зависят качество методических материалов и удовлетворенность ими учителя. А как же обстоят дела с мотивацией, ведь субъектов модернизирующейся образовательной деятельности много - от чиновников разного уровня до асоциальных родителей? Поскольку школа оказывает образовательную услугу, образование ассоциируется с бизнесом. Теории мотивации Мак-Грегора, Оучи, Герцберга, Маслоу, Альдерфера и т. п. - это мощный инструмент бизнеса, имеющий целью повышение его эффективности. Однако общий мотивационный фон модернизации образования сегодня таков, что на первом плане, похоже, классические рычаговые методы, которые транслируются по всей цепочке, включая учителя, ученика, родителя.
Пока дела обстоят так, что по поводу модернизационных процедур субъектов образовательной деятельности лишь ставят в известность, а они (все как по Герцбергу и пр.) хотят мотивации. Таким образом, вряд ли можно говорить о том, что сегодня имеется мотивационное обеспечение модернизации. Правда, положение еще можно исправить, используя в качестве мотивационной системы аудит в сфере образования. Образование - созидательная сфера, и самое главное в ее модернизации - это то, как чувствуют себя в эпоху перемен люди, для которых эти перемены осуществляются.


Нина ТАМАРСКАЯ, директор средней школы №14, Калининград