Вносится
Правительством
Российской Федерации

ПРОЕКТ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях

Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; № 28,
ст. 2892; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30,
ст. 3103, 3111; 2006, № 1, ст. 10; № 12, ст. 1235; № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 360;
№ 7, ст. 838; № 17, ст. 1932; № 27, ст. 3215;
№ 30, ст. 3808; № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6068, 6069, 6070; 2008, № 30, ст. 3616; № 44, ст. 4986; 2009, № 7, ст. 786, 787; № 46, ст. 5419; 2010,
№ 19, ст. 2291; № 46, ст. 5918; 2011, № 6, ст. 793) следующие изменения:

1) дополнить статьей 272 следующего содержания:
«Статья 272. Признание в Российской Федерации документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации

1. Признание в Российской Федерации документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании и квалификации (далее - международные договоры о взаимном признании и эквивалентности) и законодательством Российской Федерации.
Для целей настоящего закона под признанием в Российской Федерации документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа обладателя такого документа к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации (предоставления его обладателю академических, профессиональных и (или) иных предусмотренных законодательством Российской Федерации прав).
2. В Российской Федерации признаются документы иностранных государств об образовании и (или) квалификации, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании и эквивалентности и (или) выданные иностранными образовательными учреждениями, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Критерии включения в указанный перечень иностранных образовательных учреждений, которые выдают документы иностранных государств об образовании и (или) квалификации, признаваемые в Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. В случае если документ иностранного государства об образовании и (или) квалификации не соответствует условиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, признание документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, на основе экспертизы, в рамках которой проводится оценка уровня образования и (или) квалификации, определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых обладателю документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации в государстве, в котором выдан этот документ, и прав, которые предоставляются соответствующим документом государственного образца об образовании и (или) квалификации в Российской Федерации.
По результатам экспертизы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, принимается одно из следующих решений:
- о признании документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации с предоставлением обладателю такого документа тех же академических и (или) профессиональных прав, что и обладателям соответствующих документов государственного образца об образовании и (или) квалификации;
- о признании документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации в качестве документа, подтверждающего период обучения по образовательной программе определенного уровня (справки об обучении в образовательном учреждении), с предоставлением академических прав на продолжение обучения по образовательной программе данного уровня;
- об отказе в признании документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации.
В случае признания в порядке, установленном настоящим пунктом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации его обладателю выдается свидетельство о признании документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации.
За выдачу свидетельства о признании документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации и дубликата указанного свидетельства заявителем уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При подаче заявления о признании документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, документ об уплате государственной пошлины за выдачу свидетельства о признании документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации может быть направлен заявителем в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
При подаче заявления о признании документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, оригиналы всех необходимых документов предоставляются заявителем либо лицом, выступающим в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве его представителя, при получении оригинала свидетельства о признании документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о признании документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации, порядок и сроки проведения экспертизы документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации, а также форма свидетельства о признании документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации и технические требования к нему определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. Признание в Российской Федерации документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации не освобождает обладателей указанных документов от соблюдения установленных законодательством Российской Федерации общих требований к приему в образовательные учреждения или на работу, включая знание государственного языка Российской Федерации.
Признаваемые в Российской Федерации документы иностранных государств об образовании и (или) квалификации должны быть в установленном порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности.
5. Информационное обеспечение признания в Российской Федерации документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации осуществляется национальным информационным центром, функции которого выполняет организация, уполномоченная Правительством Российской Федерации.
В соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации национальный информационный центр:
1) обеспечивает бесплатное консультирование граждан и организаций по вопросам признания документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации;
2) осуществляет формирование и ведение общедоступных и бесплатных государственных информационных ресурсов, содержащих:
а) описание установленных в Российской Федерации уровней образования (образовательных цензов), перечней направлений подготовки и специальностей, а также присуждаемых квалификаций (степеней);
б) описание и образцы выдаваемых в Российской Федерации документов государственного образца об образовании и (или) квалификации;
в) сведения о международных договорах о взаимном признании и эквивалентности, включая перечень и образцы признаваемых в Российской Федерации документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации;
г) установленный в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи перечень иностранных образовательных учреждений, которые выдают документы иностранных государств об образовании и (или) квалификации, признаваемые в Российской Федерации.»;
2) в подпункте 14 статьи 28 слова «установление порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании (в том числе порядка проведения экспертизы документов иностранных государств об образовании), установление форм свидетельств о признании и об установлении в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об образовании, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об образовании» заменить словами «установление порядка признания в Российской Федерации документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации (в том числе порядка проведения экспертизы документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации), установление формы свидетельства о признании документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации и технических требований к нему, признание документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации».

Статья 2
Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 360; № 7, ст. 838; № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280;
№ 49, ст. 6068, 6069, 6070; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 7, ст. 786; № 46, ст. 5419; 2010, № 19,
ст. 2291; № 31, ст. 4167; № 46, ст. 5918; 2011,
№ 6, ст. 793) следующие изменения:

1) в подпункте 4 пункта 1 статьи 5 слова «и установления эквивалентности» исключить;
2) статью 23 признать утратившей силу;
3) в статье 24:
а) подпункт 8 пункта 3 признать утратившим силу;
б) в подпункте 8 пункта 4 слова «и установление эквивалентности на территории Российской Федерации» исключить.

Статья 3
Статью 62 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4137; 2010, № 31, ст. 4167) изложить в следующей редакции:

«Статья 62. Признание документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории Российской Федерации

1. Признание документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и (или) установления эквивалентности документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях и законодательством Российской Федерации.
Под признанием документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории Российской Федерации в настоящем федеральном законе понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве ученой степени и (или) ученого звания в целях обеспечения доступа обладателя такого документа к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации (предоставления его обладателю профессиональных и (или) иных предусмотренных законодательством Российской Федерации прав).
2. В Российской Федерации признаются документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, подпадающие под действие международного договора Российской Федерации, регулирующего вопросы признания и (или) установления эквивалентности документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, и (или) выданные иностранными образовательными учреждениями (научными организациями), перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Критерии включения в указанный перечень иностранных образовательных учреждений (научных организаций), которые выдают документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признаваемые в Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. В случае если документ иностранного государства об ученой степени или ученом звании не соответствует условиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, а также в случае если для признания документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации предусмотрена необходимость прохождения процедур, связанных с признанием документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, определяет порядок признания таких документов.
В результате признания документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории Российской Федерации заявителям выдаются свидетельства о признании документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории Российской Федерации.
Форма указанных свидетельств, порядок их выдачи, а также предъявляемые к ним технические требования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-техническое деятельности.
За выдачу свидетельства о признании документа иностранного государства об ученой степени и ученом звании, дубликата свидетельства о признании документа иностранного государства об ученой степени и ученом звании на территории Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
4. Признание документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории Российской Федерации не освобождает обладателей указанных документов от соблюдения установленных нормативными правовыми актами общих требований приема на работу, включая знание государственного языка Российской Федерации.
Признаваемые в Российской Федерации документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях должны быть в установленном порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.».

Статья 4
Внести в пункт 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2009, № 52,
ст. 6450; 2010, № 15, ст. 1737; № 28, ст. 3553;
№ 31, ст. 4198; № 46, ст. 5918) следующие изменения:

1) в подпункте 49 слова «свидетельства о признании и об установлении эквивалентности документа иностранного государства об образовании, об ученой степени и ученом звании» заменить словами «свидетельства о признании документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации, свидетельства о признании документа иностранного государства об ученой степени и ученом звании»;
2) в подпункте 50 слова «свидетельства о признании и об установлении эквивалентности документа иностранного государства об образовании, об ученой степени и ученом звании» заменить словами «свидетельства о признании документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации, дубликата свидетельства о признании документа иностранного государства об ученой степени и ученом звании».

Статья 5
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур признания документов об образовании, ученых степенях и  ученых званиях»

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях» (далее - законопроект) разработан в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации от 4 февраля 2011 г. № Пр-292 (пункт «в»).
Законопроект разработан в целях:
    повышения конкурентоспособности национальной науки и образования посредством упрощения доступа зарубежных высококвалифицированных специалистов и ученых к дальнейшему продолжению образования или трудоустройству в Российской Федерации;
    развития международной академической мобильности;
    обеспечения эффективной реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования»;
    упрощения процедуры признания документов, полученных гражданами Российской Федерации в зарубежных образовательных учреждениях;
    упорядочения терминологии, используемой в законодательстве Российской Федерации при регламентации процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях;
    реализации Концепции формирования в Российской Федерации «электронного правительства» до 2010 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р, определяющей порядок предоставления государственных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Законопроектом устанавливается порядок признания документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации, предполагающий относительное соответствие уровней и содержания образования, что соответствует целям и задачам Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, ратифицированной Федеральным законом от 4 мая 2000 г. № 65-ФЗ.
Это связано с тем, что за последние десятилетия практика, связанная с признанием квалификаций, претерпела значительные изменения. Развитие процедур оценки квалификаций в Европе привело de facto к слиянию процедур признания и установления эквивалентности и формированию на их основе единой процедуры, позволяющей осуществлять признание с предоставлением соответствующих академических или профессиональных прав.
В связи с этим в законопроекте предлагается использовать термин «эквивалентность» исключительно в связи с международными договорами Российской Федерации, которыми признаются на взаимной основе документы об образовании, выдаваемые в Российской Федерации и в государстве, являющемся стороной такого международного договора, и устанавливается эквивалентность этих документов.
Кроме этого, согласно законопроекту в Российской Федерации в связи с наличием большого количества двусторонних и многосторонних международных договоров о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании предлагается признавать без каких-либо дополнительных процедур документы иностранных государств об образовании и (или) квалификации, подпадающие под действие соответствующего международного договора о взаимном признании и эквивалентности. Аналогичным образом предлагается признавать документы об образовании, выданные ведущими иностранными образовательными учреждениями, перечень которых будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В ином случае признание документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлениям граждан. При этом предусматривается подача таких заявлений как в письменной форме, так и в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, на основе экспертизы, в рамках которой будет проводиться оценка уровня образования (квалификации), определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых обладателю документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации в государстве, в котором выдан этот документ, правам, которые предоставляются соответствующим документом государственного образца об образовании и (или) квалификации в Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемая проектом федерального закона модель признания документов об образовании учитывает положения Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе.
Конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, также предусматривается создание или поддержка уже существующего национального информационного центра, деятельность которого направлена на информационное обеспечение вопросов признания. Согласно пункту 2 статьи IX.2 указанной Конвенции национальный информационный центр каждой стороны облегчает доступ к достоверной и точной информации относительно системы высшего образования и квалификациях высшего образования той страны, в которой он расположен; облегчает доступ к информации относительно систем высшего образования и квалификациях высшего образования других сторон; обеспечивает консультации и информацию по вопросам признания и оценке квалификаций в соответствии с национальными законами и регламентацией.
С целью исполнения международных обязательств, принятых Российской Федерацией при ратификации Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, законопроектом предусматривается функционирование национального информационного центра, осуществляющего информационное обеспечение признания в Российской Федерации документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации.
В настоящее время функции по признанию и установлению в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, т.е. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (статья 23 и подпункт 8 пункта 4 статьи 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», пункт 5.3.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 300), а также находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки организациями (например, федеральное государственное научное учреждение «Главный государственный экспертный центр оценки образования» выполняет консультационные функции по вопросам признания и установления эквивалентности документов об образовании).
Закрепление на уровне федерального закона национального информационного центра, осуществляющего информационное обеспечение признания в Российской Федерации документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации, позволит обеспечить выполнение обязательств, принятых Российской Федерацией при ратификации Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. Кроме того, это позволит войти уполномоченной организации в Европейскую сеть национальных информационных центров, занимающихся вопросами академической мобильности и признания (Сеть ЕНИК), создание которой предусмотрено Конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. В рамках Сети ЕНИК национальный информационный центр, функционирующий в Российской Федерации, будет осуществлять взаимодействие и обмен информацией по вопросам академического признания и мобильности с национальными центрами других государств - участников указанной конвенции.
Также законопроектом устанавливается порядок признания документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории Российской Федерации, предполагающий официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве ученой степени и (или) ученого звания в целях обеспечения доступа обладателя такого документа к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации (предоставления его обладателю профессиональных и (или) иных предусмотренных законодательством Российской Федерации прав). Данный порядок в основном совпадает с порядком признания документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации.
Реализация проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета. Финансовое обеспечение исполнения функций национального информационного центра будет осуществляться в пределах средств бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности подведомственных Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки учреждений.
Реализация законопроекта не повлечет изменения объема полномочий и компетенций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов или сокращения доходной части соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.