Кого учить, кого не учить
Современные требования предъявляются не только к вузам, но и к системе послевузовского и дополнительного образования. В решении этой задачи призваны участвовать все заинтересованные стороны: высшие учебные заведения, органы власти, объединения работодателей.
Перспективы развития системы высшего профессионального образования должны быть очень четко увязаны с инвестиционными проектами и оценкой кадровых потребностей. Если такие проекты подкреплены реальными возможностями, необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, то именно на этих направлениях нужно делать акцент в подготовке кадров. При этом требуется: учитывать демографический спад, который может существенно повлиять на выживаемость некоторых вузов и их филиалов; определить конкретные приоритеты в подготовке специалистов, сконцентрировать на них ресурсы, а не распылять их по всей системе профобразования. Это заставит вузы перегруппироваться, заранее переподготовить преподавателей.
От того, как планируется развивать экономику страны и ее регионов, можно делать выводы - какие специальности будут востребованы, количество требуемых по ним выпускников вузов и определить задание вузам равномерно по всей территории, по каждому федеральному округу.
Вузам необходимо приблизить квалификации выпускников к требованиям работодателей. При этом требуется активное участие самого бизнеса в образовательном процессе, выделять квалифицированных сотрудников для преподавания, принимать студентов на практику, участвовать в государственной аттестации выпускников вузов и предлагать им интересную работу на современном оборудовании и с достойным уровнем оплаты труда.
Вопросы занятости населения и планирования потребности в подготавливаемых вузами специалистах отражены в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Так, в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что:
    занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей;
    занятыми считаются граждане, например, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
    деятельность государственной службы занятости населения направлена на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, на разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
    для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации устанавливается государственная статистическая отчетность.
В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в статье 24 определены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.
К полномочиям Правительства РФ относятся:
    издание нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования;
    создание, реорганизация и ликвидация государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации;
    определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования;
    установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области высшего профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, государственной аккредитации высших учебных заведений.
К полномочиям Минобрнауки России относятся:
    участие в изучении потребности рынка труда в специалистах; разработка прогноза подготовки специалистов;
    координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых систем высшего и послевузовского профессионального образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, организации межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области;
    определение порядка установления контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета;
    прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального образования, согласование создания новых федеральных государственных учреждений системы высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования.
К полномочиям Рособрнадзора относятся:
    осуществление контроля качества образования;
    лицензирование и государственная аккредитация высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.09 №277 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, в котором предусмотрено, что в лицензии указываются лицензируемый вид образовательной деятельности и срок действия лицензии.
Лицензия имеет приложения, в которых указываются: перечень образовательных программ, направлений подготовки (специальностей), по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности лицензиату, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения; контрольные нормативы, предельная численность обучающихся, рассчитанная применительно к очной форме обучения для лицензиата и каждого его филиала.
До сих пор не разработаны для применения на практике современные методические рекомендации федеральных органов исполнительной власти, детально регламентирующие систему планирования потребности в подготавливаемых вузом специалистах, а также принимаемые вузом меры по изменению структуры приема по специальностям в зависимости от трудоустройства выпускников по полученной специальности и отслеживаемой вузом последующей карьеры выпускников по специальности.
Необходимо учитывать обострившуюся в последние годы в России демографическую ситуацию. По прогнозам Минобрнауки России через ряд ближайших лет в нашей стране будет вдвое меньше студентов, чем сейчас.
Возникает острая потребность в координации действий Минэкономразвития РФ, Минобрнауки РФ, Федеральной службы труда и занятости населения и Росстата: в изучении потребности рынка труда в специалистах высшей квалификации; в разработке прогнозов подготовки таких специалистов.
Возникший в России в последний период бум обязательного получения высшего профессионального образования привел:
    к увеличению почти в три раза числа студентов вузов;
    к значительному недостаточно обоснованному росту числа вузов и их филиалов;
    к возрастанию почти до шестидесяти процентов числа студентов, обучающихся за плату (поскольку число обучающихся студентов за счет средств федерального бюджета все годы почти не изменялось);
    к значительному снижению требований качества высшего образования;
    к созданию видимости финансовой устойчивости вузов, так как даже крупные вузы без видимых усилий получают в год до миллиарда и более рублей доходов за счет сбора платы со студентов за обучение;
    к резкому увеличению числа трудоустройства выпускников вузов не по специальности или вообще не трудоустроенных в первое время после окончания вуза.
В этих условиях на практике наиболее эффективными методами увязки данных о потребностях в специалистах являются:
    анализ статистических данных в динамике о состоянии демографии в Российской Федерации и прогнозов ее на ближайшее будущее;
    анализ в динамике числа выпускников школ, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и тех, кто не поступил в вузы в предшествующий период, а также завершающих службу в армии (рядовых,  сержантов и офицеров);
    анализ в динамике численности обучающихся в вузах и образовательных учреждениях дополнительного образования и прогнозов этой численности на ближайшее будущее;
    анализ данных статистических выборочных наблюдений по вопросам потребности регионов и отраслей экономики в специалистах с высшим образованием (бакалавров, магистров) по конкретным профессиям и специализациям и фактического удовлетворения этой потребности;
    анализ прогнозов по подготовке специалистов высшей квалификации, подготовленных Минэкономразвития России, Минобрнауки России, службой занятости населения и органами государственной статистики.
Численность обучающихся необходимо анализировать, планировать, прогнозировать: по уровням в направлении образования - бакалавры, магистры, специалисты, аспиранты, нуждающиеся в переподготовке, требующие регулярного прохождения повышения квалификации; по форме обучения - очное, очно-заочное (вечернее), заочное, дистанционное.
С учетом демографических изменений следует корректировать: указанную в лицензиях на образовательную деятельность предельную численность обучающихся; контрольные цифры приема в вузы на обучение за счет средств федерального бюджета. Целесообразно перераспределять эти показатели между вузами.
Необходимо внимательно изучать спрос предпринимателей. Его надо учитывать при определении показателей деятельности вузов на каждый очередной учебный год. Следует принимать во внимание определяемые руководителями государства приоритетные отрасли экономики и отдельные специальности в них.

Резервы
Одновременно с планированием и прогнозированием подготовки специалистов высшей квалификации в разрезе отраслей экономики и регионов страны необходимо определять развитие сети учреждений высшего и послевузовского профессионального образования.
Целесообразно продолжать начатый Минобрнауки России процесс объединения и укрупнения вузов, упраздняя малокомплектные вузы и их филиалы, не обеспечивающие выполнения современных требований по качеству образования.
При этом рациональными будут конкретные меры по сохранению эффективно работающего кадрового потенциала вуза, а также имущественного комплекса в интересах системы образования. Вся материально-техническая база, оставаясь у Минобрнауки России, может в долгосрочной перспективе быть использована при демографическом буме.
Система планирования потребности в подготавливаемых вузами специалистах может эффективно действовать только в том случае, если в каждом вузе будет создано специальное подразделение по расчету плановой потребности в подготовке соответствующих специалистов.
Методика деятельности такого специального подразделения в вузе включает ряд последовательных аналитических этапов:
    анализ данных вуза в динамике раздельно по каждому факультету, по каждой специальности о произведенных выпусках;
    анализ имеющейся у вуза информации (в динамике) о трудоустройстве выпускников, в том числе по полученной в вузе специальности (в разрезе факультетов) - в государственных организациях и в коммерческих структурах, а также в иностранных организациях, как действующих на территории России, так и за рубежом;
    анализ данных вуза в динамике о продолжении выпускниками вуза обучения в аспирантуре, адъюнктуре, интернатуре, ординатуре, докторантуре;
    анализ в динамике данных о трудоустройстве выпускников вуза на работу в структурных подразделениях вуза и созданных вузом коммерческих организациях;
    анализ данных вуза в динамике о конкурентоспособности выпускников по сравнению с другими вузами по тем же специальностям;
    анализ данных вуза о принимаемых мерах в ходе обучения в вузе к будущему трудоустройству выпускников;
    анализ данных вуза о принимаемых мерах по изменению структуры приема студентов в зависимости от изменений демографической ситуации, числа выпускников школ, а также от трудоустройства выпускников вуза не по полученной специальности.

Устроить на работу
Решение вопросов трудоустройства в период мирового экономического и финансового кризиса является актуальным для выпускников высших учебных заведений.
Действенные меры должны приниматься как со стороны вузов, так и работодателей государственных и коммерческих структур. Тем более что работодатели сейчас остро нуждаются в омоложении состава работающих, замене лиц, уходящих на заслуженный отдых, или же тех, кто не дает подчас необходимой отдачи.
Работодателю за ту же зарплату выгоднее принять дисциплинированного молодого специалиста, желающего упорно осваивать специальность, не считаясь с высокими затратами труда, рассчитывающего на постоянное закрепление на работе и на дальнейший карьерный рост и повышение заработка.
В этот сложный период вполне реальной становится возможность государственно-частного партнерства на рынке труда. Это выгодно всем сторонам: государству, его учебным заведениям и частным кадровым службам.
Нужно стремиться к устранению ошибок, совершаемых при трудоустройстве некоторыми выпускниками вузов: когда они, не имея стажа, не проявляют желания начинать карьеру с низкой, по их мнению, стартовой позиции обычных инженеров, менеджеров, экономистов; молодые специалисты не всегда откликаются на требование работодателей учиться, повышать уровень знаний; выпускники вузов иногда недостаточно владеют навыками работы в коллективе и умения трудиться в его интересах, проявляют слабое знание корпоративной культуры, этики отношений в соответствующей среде; не всегда учитывают существенные различия в деятельности коммерческих и государственных организаций.
Характерны сведения о трудоустройстве выпускников Сибирского федерального университета (г. Красноярск) очной формы обучения: трудоустроены согласно полученным специальностям - 70-80%; получили направление на работу в соответствии с заключенными договорами (контрактами)- 8%, в рамках целевой контрактной подготовки - 2%, при содействии Центра карьеры университета - 11%; не трудоустроились - 5-7 процентов. Это данные по крупнейшему престижному вузу, в котором обеспечено высокое качество обучения и налажены тесные деловые контакты с работодателями.
В то же время в небольших вузах, их филиалах и тем более по непрестижным специальностям ситуация с трудоустройством выпускников по полученной в вузе специальности выглядит проблематично.
В процессе дальнейшего совершенствования законодательной базы развития образования целесообразно:
    в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» статью 2 дополнить записью, что государство организует изучение потребности рынка труда в специалистах, осуществление контроля качества образования, участие объединений работодателей в трудоустройстве выпускников вузов по полученной специальности;
    в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» статью 2 дополнить формулировкой  о том, что занятыми считаются работающие по полученной в учреждении профессионального образования специальности;
    в Положении «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» пп. 5.5 дополнить записью о том, что Минобрнауки России осуществляет анализ потребности рынка труда специалистов, формирования сети вузов, трудоустройства выпускников учреждений высшего профессионального образования.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ