Про скворцов все было ясно - столько лет подряд все воспитанники детсада вешают скворечники на деревьях, так заботливо следят за появлением птичек, подкармливают, изучают, что любое пернатое не захочет покидать облюбованную территорию. Ну а грибы, наверное, тоже почувствовали, что в этом детсаду, где эколого-культурная и трудовая деятельность детей стала воспитательной платформой, им найдется неплохое место в компании овощей и трав, ежегодно выращиваемых на грядках в этом детском саду.
Экология, развитие креативных способностей детей на основе культурной и игровой деятельности - это свое кредо детский сад пронес через десятилетия, выпустил уже не одно поколение детей, умеющих не просто вырастить рассаду на детсадовских подоконниках, а потом высадить ее в грядки и, ухаживая и поливая во время прогулок, получить к осени урожай, а понимать свою связь с природой, красоту мира вокруг, его тайны и сюрпризы.
Вот такие большие задачи и цели вырисовываются за тщательными и заботливыми занятиями в детсадовском огороде, на грядках и клумбах.
Воспитатель старшей группы Людмила Кононович собрала со своими воспитанниками столько урожаев, провела столько праздников, посвященных природе, ее явлениям, временам года и чудесам окружающего мира, что готова делиться опытом со всеми, кто интересуется. Она убеждена - природа для ребенка не только кладезь знаний, открытий, но и источник развития детской любознательности, своего рода лаборатория, которая знакомит его с прекрасным, чудесным миром на нашей планете Земля.
«Дидактические игры, литературные произведения, авторские и фольклорные картины и иллюстрации - все это помогает ребенку расширить круг его представлений о природе, - считает Людмила Васильевна. - Кроме хорошо озелененной территории наш детсад обладает настоящим сокровищем для ознакомления детей с ростом и развитием растений. Этим сокровищем стал наш огород, потому что именно все виды детской деятельности в условиях огорода считаю основными в формировании представлений дошкольников о росте и развитии растений, понимании их роли и роли человека, других объектов природы и их взаимодействия. Участие ребенка в цепочке от организации условий для посева и высадки растений, уход за ними, а затем и сбор урожая, его использование - все это дарит радость, формирует необходимые трудовые умения и навыки, расширяет его лексические возможности, дает удовлетворение от труда, формирует его познавательный детский опыт, учит анализировать действительность, а потом и принимать правильные решения.
Нет дождя, сухая земля на грядках, за которые отвечает группа, - растениям грозит опасность. Значит, нужно набрать воды и хорошо полить их, а через некоторое время и взрыхлить почву, чтобы улучшить доступ кислорода к корням растений. Таким образом, у детей развивают способность к моделированию событий и их исправлению, коррекции.
Маленькие исследователи начинают со знакомства с растениями огорода, рассматривают семена гороха, фасоли, свеклы, клубни картофеля, а уж потом готовят вместе с воспитателем, например, винегрет с использованием выращенных овощей, при этом вспоминают и называют известные им блюда, в состав которых входят овощи нашего огорода. Вместе с родителями и воспитателями группы дети оформляют картотеку «Загадки с грядки», а потом еще и участвуют в показе кукольного спектакля «Вершки и корешки». Кстати, игры «Вершки и корешки» и «Секреты растений» придуманы педагогами детсада не только для того, чтобы расширить и закрепить знания о растениях, но и чтобы рассказать об их пищевой и лекарственной пользе. Оказывается, это не просто растения с их огорода, а настоящие целители. Например, простая свекла, которой накопали несколько ведер, повышает уровень гемоглобина в крови человека, помогает работе кишечника, а листья свеклы снимают жар.
Воспитатели выводят детей в детсадовский огород не просто на прогулку, а прямо-таки на научное занятие. Людмила Васильевна Кононович приводит пример: «В огороде появились сорняки. Чем не отличная задачка для детей? Воспитатель предлагает объявить войну сорнякам, но при этом подробно обсудить и выяснить - что такое сорняки? Ведь это тоже растения, как и овощи на нашем огороде. Как и почему они влияют на рост и развитие культуры растений нашего огорода?
Дети выдвигают различные версии, подчас самые фантастические.
Сорняки - это злые растения, а овощи - добрые. Сорняки закрывают овощное растение от солнца. Сорняки хотят прогнать наши овощи с грядок и поселиться там самим. Мотивация войны с сорняками ясна. Но чтобы объявить войну и одержать победу, врага нужно знать в лицо. Поэтому появилась ситуация, при которой нужно научиться узнавать сорные растения по внешнему виду, а также понять, что сорняки не такие уж злые и что в других случаях они могут быть не только полезны, например, для корма животных, но и лечить людей. Например, корни осота помогают при лечении кожных заболеваний, а лист подорожника снимает воспаление.
Но ведь огород - это не только овощные культуры, но и место, где дети узнают много нового о насекомых, животных и птицах, об их роли в выращивании урожая. Так, во время наблюдения за растениями огорода дети обратили внимание на то, что на грядки часто садятся скворцы, а затем несут что-то в клювах к своим скворечникам. Поэтому мы спросили у ребят, хотят ли они узнать, что носят скворцы с огорода в скворечники. И даже учредили медаль «За успехи» по исследованию роли птиц в жизни овощных культур. И, поверьте, наши маленькие исследователи быстро пришли к выводу: птицы - настоящие друзья огорода. А вот слизни, гусеницы, колорадские жуки вредят растениям. Дождевые же черви, наоборот, очень полезны для огорода. И мы непременно все вместе доберемся до ответа - почему? И дети непременно запомнят теперь, что черви рыхлят почву, а это в свою очередь способствует обогащению ее кислородом и полезными веществами».
Воспитатель не добавила, но вывод напрашивался сам собой - дети, узнавшие и понявшие все эти тайны живых существ, уже не смогут просто раздавить, сорвать, растоптать - цветок ли, червяка ли, малого ли, слабого, незнакомого.
Родители готовы помогать в этой науке любить и понимать и часто вместе с воспитателями помогают готовить викторины на знание огородной жизни, создавать картотеки о растениях с иллюстрациями, загадками, описаниями растений, их роли в жизни человека, собирать материал о насекомых, встречающихся на детсадовском огороде или просто на дачах, куда летом уезжали ребята и откуда привезли в детсад свои наблюдения и трофеи - выращенные за лето растения, фрукты и овощи.
И хотя детсад задержался с открытием нового учебного года в связи с ремонтом, воспитанники и заядлые огородники просят родителей завернуть в детсад, чтобы узнать, как там их урожай, как там их огород и как поживают скворцы, которые вместе с шампиньонами не дают сомневаться - за экологию на этой территории детства можно не беспокоиться.