Изменение социально-экономических условий и принятие закона №83-ФЗ повысили актуальность внедрения и совершенствования форм государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений. Управляющие советы стали такой предпочтительной формой. В настоящее время создание управляющих советов приобретает новое, более сильное значение.
Переход на новую систему финансирования предполагает участие управляющего совета в разработке нормативно-правового локального акта, устанавливающего порядок и критерии распределения стимулирующей части оплаты труда работников дошкольного учреждения. Значит, образовательным учреждениям уже не обойтись без управляющих советов.
Более 6 лет в нашем Центре развития детей - детском саду №2374 «Родничок» действует управляющий совет, уже можно поделиться опытом и с полной уверенностью сказать: да, управляющие советы нужны.
А начиналось все так...
В 2005 году, когда более чем в 100 школах Южного округа были сформированы и начали работу управляющие советы, стали видны положительные результаты их деятельности в самоуправлении, руководство округа предложило заведующим дошкольными учреждениями: кто возьмется апробировать модель управляющего совета в детском саду, показать, нужен он или нет? Так что не буду лукавить - создание управляющего совета в детском саду было не нашей инициативой, а идеей руководства Южного округа.
К этому времени (и по сей день) на сайте Южного округа были представлены разработанное положение об управляющих советах школ, методические рекомендации по созданию и организации деятельности управляющих советов, все нормативно-правовые документы по этой проблеме, отражен позитивный опыт директоров школ. Мы решились.
На первом этапе наибольшей трудностью было создание положения об управляющем совете в дошкольном учреждении. Бесспорно, положительный опыт создания управляющих советов в школах Южного округа был фундаментом, но адаптировать эту модель к детскому саду надо было самим. Существенные различия как в содержании задач и целей, так и в структуре и организационных формах требовали своих подходов к созданию и организации управляющего совета в дошкольном учреждении.
Во-первых, в школьный управляющий совет входят старшеклассники, (кроме родителей и педагогов), а значит, представлены интересы всех участников педагогического процесса, что и было главной идеей органа самоуправления.
Во-вторых, родители учащихся больше заинтересованы в школе и по содержанию, и по времени пребывания (10 лет), а значит, состав управляющего совета более стабильный, чем в детском саду, где воспитанники пребывают только 4-5 лет, а состав управляющего совета обновляется в 2-3 раза чаще.
Это сегодня можно идти проторенной дорогой. В справочной литературе для руководителя дошкольным учреждением, в методической литературе есть все необходимые инструкции, рекомендации, пошаговый модуль создания управляющего совета в детском саду и даже циклограмма работы.
В 2006 году, частично заимствуя опыт школ, при поддержке руководства Южного округа мы начали строить свою модель взаимодействия педагогического коллектива и родительской общественности, центром и координатором которого был управляющий совет.
Мы строили все не на пустом месте. В нашем «Родничке» был накоплен позитивный опыт нетрадиционных интерактивных форм сотрудничества с семьями воспитанников, а уровень вовлеченности родителей и их содействие воспитательно-образовательному процессу мы всегда считали критерием и показателем эффективности работы дошкольного учреждения.
К этому времени дошкольная педагогика отошла от работы с родителями и поставила перед педагогами задачи - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.
Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие», под которыми подразумевается двусторонний процесс, ориентированный на повышение педагогической культуры родителей, их включение как полноправных партнеров в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Такое партнерство возможно только при добровольном и заинтересованном участии на принципах уважения, гласности, открытости.
Активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс и деловому сотрудничеству помогли нетрадиционные, интерактивные формы взаимодействия педагогов нашего учреждения и родителей воспитанников. Это:
- семейный клуб «Родник», который дает возможность родителям участвовать в обсуждении проблемных вопросов воспитания и развития ребенка, пообщаться с педагогами на равных, поделиться опытом семейного воспитания;
- детско-родительские совместные творческие мастерские по тематике изобразительной деятельности и народного творчества, которые проводятся в рамках семейного клуба;
- семейные экскурсии, которые организует «Родничок» по договоренности с музеями «Царицыно», «Коломенское» и др., совмещая их с прогулками детей и родителей по достопримечательным местам, - они также активизируют родителей и способствуют формированию содружества педагогов, детей и родителей;
- защита детско-родительских проектов «Дорогая моя столица», которая проводится ежегодно во всех старших дошкольных группах, совместные праздники, на которых родители - активные участники, детско-родительский театр, наш фольклорный ансамбль «Родничок», - все это объединяет интересы детей и взрослых в дружеское сообщество.
Одна из наиболее популярных форм взаимодействия педагогов и родителей в нашем детском саду - семейные гостиные, которые пришли на смену групповым родительским собраниям. В рамках работы семейных гостиных мы расширяем представления взрослых и детей о семье, ее традициях, обычаях.
Полагаю, что благодаря таким интерактивным формам взаимодействия родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.
Наш опыт был отражен в публикациях, совместно с Московским гуманитарным педагогическим институтом мы издали авторскую программу Центра развития ребенка - детского сада №2374 «Родничок» «Содружество: воспитание ценностных ориентиров в процессе взаимодействия ДОУ и семьи».
Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование партнерского сообщества сотрудников и родителей воспитанников требуют четкой координации. Таким координатором внутренних и внешних взаимодействий и развития нашего учреждения стал управляющий совет детского сада - коллегиальный орган самоуправления, в состав которого мы избираем сотрудников дошкольного учреждения, родителей, районная управа Зябликово направила своего представителя.
Управляющий совет имеет полномочия не только совещательного характера, но и реального - управляет процессами деятельности и развития нашего образовательного учреждения, его финансово-хозяйственной деятельности, организацией сотрудничества с родителями воспитанников и общественными организациями. Он определяет стратегию развития детского сада, помогает ему стать открытой и динамичной системой и, самое главное, повышает роль родительского сообщества в образовательном процессе детского сада, района и округа.
Есть одно очень важное преимущество управляющего совета в сравнении со всеми остальными органами самоуправления в детском саду - родительским комитетом, советом педагогов, попечительским советом: только управляющий совет наделен правом принимать решения, и, что очень важно, его решения обязательны для всех участников педагогического процесса.
Решения управляющего совета относятся к правовым локальным актам учреждения наравне с приказами руководителя.
Управляющий совет оказывает реальную помощь администрации. Не одна заведующая ломает голову над проблемами хозяйственно-экономической стратегии, определяя, что считать приоритетным в расходовании сметы, как привлечь родителей к ремонтным работам и в каком объеме, как организовать дополнительные платные образовательные услуги (а если учреждение на нормативном финансировании, то эти проблемы умножьте на 10). Правильные решения проблем находим совместными усилиями при открытом обсуждении.
Считаю важным и тот факт, что управляющий совет ответственен за свои решения, а значит, может обезопасить руководителя в решении вопросов финансово-экономического характера. Приведу пример: когда появилась необоснованная жалоба родителя, управляющий совет представил документированный отчет о расходовании денежных средств и ответил (цитирую из письма): «Учитывая современные реалии жизни и недостаточность бюджетного финансирования, управляющий совет оставляет за собой право инициировать усилия родителей и их добровольные пожертвования для улучшения условий и развития детского сада». После этого вопросов к руководителю уже не было.
Наконец, управляющий совет - это единственная возможность совместно педагогам и родителям решать любые вопросы развития учреждения.
На наш взгляд, чтобы управляющий совет был реально управляющим, действенным, а не «карманным», нужно, чтобы сошлись три вектора:
- желание руководителя (ведь придется иногда и властью, и контролем поделиться);
- заинтересованность родителей в развитии дошкольного учреждения и их желание помочь детскому саду;
- наличие энтузиастов-родителей (из числа заинтересованных), которые будут избраны в управляющий совет.
В такой ситуации управляющий совет будет способным активизировать родительское сообщество и реально управлять процессами функционирования и развития, дошкольного учреждения, что является его и смыслом, и задачей.
В нынешней ситуации перехода на новую систему финансирования и при решении такого потенциально конфликтного вопроса, как распределение стимулирующей части оплаты труда таким коллегиальным органом, как управляющий совет, руководитель не будет адресатом жалоб.
Если ответить на вопрос, какие конкретно преимущества дал нам управляющий совет по сравнению с родительским комитетом, то можно отметить несколько важных пунктов.
С 2007 года в нашем «Родничке» мы проводим дополнительные образовательные платные услуги. Согласованные с управляющим советом перечень, порядок организации и ценообразование платных образовательных услуг в большей степени удовлетворяют запросы родителей, при этом меньше возникает вопросов у проверяющих органов.
Управляющий совет утверждает на основе бюджетной сметы годовой план материально-технического оснащения дошкольного учреждения.
Открытый и подотчетный порядок использования внебюджетных средств, благотворительной помощи фонда «Просвещение» вызывает больше доверия у родителей и способствует увеличению количества и размера благотворительных вложений. Отчеты мы размещаем и в группах, и на сайте детского сада.
Управляющий совет взял на себя функцию контроля за качеством ремонтных работ в летний период и организацией родительских субботников по благоустройству групповых участков. Территорией детского сада, прекрасным озеленением, интересным и содержательным оформлением веранд мы можем гордиться - спасибо родителям и управляющему совету.
Для администрации детского сада управляющий совет как плечо друга в трудных ситуациях.
На заседаниях управляющего совета (1 раз в 2 месяца) мы обсуждаем вопросы обеспечения безопасных условий пребывания детей в дошкольном учреждении и качество охранных услуг; контроль за процессом питания, включая качество поставок продуктовых баз, медицинское обслуживание и внедрение здоровьесберегающих технологий, состояние материально-технического оснащения учреждения и многое другое. На каждом заседании обсуждаем текущие финансово-хозяйственные вопросы.
Несколько раз в год проводим расширенные заседания управляющего совета с приглашением членов родительских комитетов групп, если тема волнует большинство родителей. Рабочие материалы к заседанию раздаем заранее, это обеспечивает открытость и гласность обсуждаемых вопросов.
Бесспорно, руководитель принимает непосредственное участие в подготовке материалов к заседаниям, но важно не превратить управляющий совет в совещание при заведующей.
Заседания управляющего совета ведет председатель или заместитель - обязательно родители (согласно положению). И хотя на первых заседаниях участники были немногословны и казались пассивными, со временем мы почувствовали, что члены управляющего совета наши активные помощники и единомышленники.
Нужны время и согласованность усилий администрации, педагогического коллектива и родительской общественности, чтобы управляющий совет стал серьезным и компетентным общественным органом.
Переход на новую систему финансирования, статус автономности, финансово-хозяйственная независимость, курс на развитие системы платных образовательных услуг, рейтинг дошкольного учреждения в социуме - решить все эти вопросы без правильно выстроенных взаимоотношений с родителями воспитанников и без координатора этого процесса - управляющего совета - будет значительно труднее. Значит, управляющим советам быть!

Нина ЛАГУТИНА,
заведующая Центром развития ребенка - детским садом №2374 «Родничок»,
лауреат премии города Москвы
в области образования