Необходимость участия представителей общественности в управлении дошкольным учреждением предопределяется возрастающими требованиями к качеству образовательных услуг.

ОУ вправе само решать, какой орган самоуправления выбрать. Традиционные формы самоуправления - совет образовательного учреждения, родительский комитет, попечительский совет, - существующие в ОУ, обладают, как правило, совещательным голосом и считаются действительными участниками управленческого процесса. Все вопросы, касающиеся управления, решаются администрацией учреждения, и в первую очередь с учетом ее текущих интересов.
В нашем детском саду уже работали родительский комитет и попечительский совет. При создании попечительского совета у нас появилась дополнительная финансовая возможность укрепить материально-техническую базу и развивающую среду детского сада. Но в компетенцию и родительского комитета, и попечительского совета не входили многие вопросы: направление развития учреждения; направление развития дополнительного образования и оздоровления детей; определение режима работы учреждения; финансово-хозяйственные механизмы работы учреждения, а также оценки качества пребывания воспитанников в ДОУ и работы дошкольного учреждения в целом.
В современных условиях развития образования решать эти вопросы без диалога между представителями учреждения и родительской общественности уже невозможно. Родители должны не только получать полную информацию о жизни детского сада, но и принимать в ней непосредственное участие. Поэтому возник вопрос о создании совершенно иного коллегиального органа управления, с другими возможностями и полномочиями.
Изучив нормативно-правовую базу по управляющим советам и опыт других образовательных учреждений по их созданию, в январе 2010 года на общем собрании трудового коллектива я выступила с инициативой о создании принципиально нового коллегиального органа управления - управляющего совета. Трудовой коллектив принял решение проинформировать об этом родительскую общественность, что и было сделано на групповых родительских собраниях. От каждой группы и трудового коллектива были выдвинуты представители в управляющий совет. На первом заседании мы создали рабочую группу для разработки локальных актов управляющего совета, составили примерный план работы.
Различные нормативные документы и законодательные акты предоставляют общеобразовательным учреждениям право не только самостоятельно формировать органы самоуправления, но и определять их структуру и компетенцию, разграничивать полномочия между управляющим советом и руководителем учреждения.
 В управляющий совет нашего детского сада входят представители администрации, родительской общественности, представители учредителя, кооптированные члены, работники других образовательных учреждений, сотрудничающих с детским садом. В УС могут входить люди и организации, заинтересованные в развитии детского сада, - представители управы, общественных организаций, бизнеса.
Сначала вновь созданный орган работал и собирался только по моей инициативе. Всю подготовительную работу по организации заседания, предполагаемый план работы, ведение протоколов выполняла я. Родители, может быть, не хотели брать на себя ответственность за принятие решений, а может быть, привыкли быть просто хорошими исполнителями. Но постепенно они стали понимать, что тоже могут предлагать различные вопросы к обсуждению.
Работа управляющего совета в нашем детском саду вышла на другой уровень. Мы учли пожелание родителей о расширении круга дополнительных образовательных услуг, пригласили специалистов по ритмике и английскому языку, внесли в годовой план задачу по созданию портфолио ребенка и различные мероприятия с участием детей и родителей. Таким образом, родители стали участвовать в воспитательно-образовательной работе детского сада.
Мы стали более открытыми. Информацию о нашей деятельности, новости, различные формы отчетности размещаем в группах, стендах, на сайте. Для обратной связи проводим анкетирование, изучение мнений, идей и просьб родителей.
В условиях перехода к новым финансовым механизмам управления ДОУ управляющий совет должен обладать реальными полномочиями в вопросах самоуправления и развития детского сада, финансово-хозяйственной деятельности. На заседаниях управляющего совета мы составляем и утверждаем бюджетную и внебюджетную сметы расходов средств. В ближайшее время нам предстоит самостоятельно разработать критерии оценки качества образовательных услуг, которые в дальнейшем лягут в основу распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, принять и утвердить новые локальные акты. Это новый третий этап работы управляющего совета. Здесь нелишней будет помощь родителей с юридическим и экономическим образованием.
Жизнь не стоит на месте, образование развивается в ускоренном темпе. Каждый руководитель должен понимать, что программа развития ДОУ, принятая всеми участниками образовательного процесса, во многом более эффективна, чем программа развития, навязанная сверху, что она в большей степени удовлетворяет родительскую общественность и вызывает меньше вопросов у проверяющих органов.

В.ПЕНКИНА, заведующая детским садом №1259