Как подчеркнул организатор конференции председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, несовершенство законодательной базы, регулирующей сферу военного образования, серьезно затрудняет решение важных задач обороны и безопасности.

С докладом на конференции выступил начальник Главного управления кадров Министерства обороны РФ - заместитель министра обороны России по кадрам генерал-полковник Николай Панков. Он подчеркнул, что российская система военного образования выдержала проверку временем, сохранив соответствующие современным требованиям содержание и качество. Сохранение и развитие лучших традиций российской школы военного образования является приоритетной задачей государства.

Офицерские кадры для армии и флота в Минобороны готовят 57 военных вузов (10 академий, 9 университетов и 38 институтов) с 22 филиалами. В них обучается около 15 тысяч человек по 400 специальностям и специализациям. Кроме того, офицеров запаса, призываемых в армию и на флот на два года, готовят военные факультеты и кафедры образовательных учреждений высшего профессионального образования.

К сожалению, потребности войск в выпускниках военных вузов удовлетворены лишь на 70%. Причиной тому - значительный удельный вес (около 20%) отчислений курсантов и увольнений с военной службы молодых офицеров. Ежегодно военные вузы покидают 7-8 тысяч курсантов. Около 10 тысяч выпускников-лейтенантов оставляют службу сразу после получения дипломов. Многие молодые люди используют обучение в военных вузах как способ получения бесплатного образования и одновременно возможность уклониться от службы в армии по призыву. Поэтому проблема законодательного регулирования военного образования назрела и требует скорейшего решения.

Не в полной мере используются и собственные возможности, внутренние резервы военной школы, недостаточно внимания уделяется интеграции образования и науки. С 1997 г. в военно-учебных заведениях на 50% уменьшилось учебное время на тактику, войсковые стажировки, эксплуатацию военной техники. После 2001 г. из Вооруженных Сил уволены около 750 докторов и кандидатов наук, из них почти 400 - досрочно. При этом более половины вузов Минобороны не достигли уровня укомплектованности учеными, установленного требованиями государственной аккредитации.

Конференция предложила Правительству России в 2006 - 2010 гг. обеспечить построение новой системы военного образования, включающей военно-учебные заведения, готовящие офицеров для службы по контракту сроком не менее 10 лет, гражданские вузы, которые будут готовить офицеров на договорной основе, и военные кафедры гражданских вузов для подготовки офицеров запаса. Рекомендовано разработать нормативно-правовые акты, призванные решить ряд проблем. Среди них - реализация права поступления в военные вузы прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин после трех лет службы по контракту. Предложено также предусмотреть повышение на одну ступень воинских званий до полковника включительно офицерам-преподавателям, имеющим ученые степени и звания; снять ограничения на сроки заключения контрактов офицерами-учеными и педагогами военных вузов в возрасте 45-50 лет и более.

На конференции выступили член Комитета Госдумы по обороне Николай Безбородов, начальник инженерных войск Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Николай Сердцев, заместитель главнокомандующего ВВС генерал-полковник Анатолий Ноговицин, заместитель начальника Главного управления кадров МВД РФ генерал-майор внутренней службы Владимир Попков и другие. Заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковник Владимир Молтенской заявил, что количество военных кафедр гражданских вузов, готовящих офицеров запаса для Сухопутных войск, в 2004 г. планируется сократить на 30%. В основном - на территории Северо-Кавказского и Приволжско-Уральского военных округов, где не обеспечен требуемый уровень подготовки, а также там, где слаба учебно-материальная база.

Многие выступающие обращали внимание на то, что причина массового увольнения выпускников военных вузов - неудовлетворительное материальное положение и социально-бытовые проблемы. В результате инфляции, повышения цен, ликвидации льгот реальные доходы офицеров и их жизненный уровень снизились до уровня 2002 г. Меры по незначительному увеличению денежного довольствия не смогли остановить негативные тенденции в Вооруженных Силах. К тому же, в Законе о федеральном бюджете на 2004 г. не была предусмотрена индексация денежного содержания военнослужащих, установленная законодательством. Поэтому не приходится удивляться неуменьшающемуся оттоку офицеров с военной службы.

Проблема не нова. Вот красноречивая цитата: «Военная служба с каждым годом становится все менее привлекательной. Уже в молодые годы наиболее способные и энергичные строевые офицеры уходят на разные гражданские должности. В строю же остаются те, которые никуда не могут пристроиться лучше. А ведь армия держится только на офицерах... Лучшее средство поднять значение строевых офицеров - это дать им разные преимущества и прибавить денежное содержание. Офицерский вопрос в настоящее время столь важен, что для соответствующей постановки его нельзя останавливаться ни перед какими жертвами. Можно сокращать военный бюджет на другие предметы, но на офицеров надо прибавить. Если армия еще нужна, то дайте на офицеров - только ими она и держится».

Согласитесь, крайне злободневный и разумный вывод. А ведь ему без малого... сто(!) лет. Это результат анализа Обществом ревнителей военных знаний итогов русско-японской войны. Перед ней офицерский корпус русской армии, также как и сейчас, был недостаточно подготовлен и материально обеспечен. В той войне Россия потерпела поражение, его последствия вызвали лавину событий, которые привели к неисчислимым бедствиям, перевернули нашу страну и мир...

Ныне ни у кого нет сомнений в том, что для безопасности страны нужна боеспособная армия с интеллектуальным, высокопрофессиональным офицерским корпусом. Ряд мер для достижения этой цели определен на конференции Совета Федерации.