У Рогач эти непоседы десятые. Ребятам ее первого выпуска уже по 36 лет, встречают ее в Зеленограде, здороваются, вспоминают смешные моменты из школьной жизни. Тогда Татьяна Михайловна работала в 618-й. Потом устроила себе романтическую командировку на Ямал, где любовалась Карским морем и пыталась найти очарование в безбрежности тундры целых восемнадцать лет. Там тоже одно поколение первоклассников сменяло другое, и было отрадно видеть, как дети в этом суровом климате растут и развиваются при ее чутком внимании. Но Родина звала, и Рогач вернулась в Зеленоград. В 16-м микрорайоне еще в 2001-м объединили начальную школу с детским садом, и ей стало любопытно посмотреть, как можно вырастить собственного ученика. Удачный опыт переродился в 2007-м в прогимназию, сформировав базу для рождения уже в 20-м микрорайоне в 2009 году оригинального учреждения, соединившего под одной крышей дошкольное, общее и дополнительное образование.
- У нас так и осталось собственное дошкольное учреждение в 16-м микрорайоне, - говорит заместитель директора по
I ступени Центра образования №2045 Нина Эйнтроп. - Оттуда дети приходят полностью подстроенные под нашу программу. С ними уже поработали и психолог, и логопед. Наши педагоги познакомились. Им легче адаптироваться. С двумя детскими садами по соседству мы дружим. Ребята и их родители участвуют в наших днях здоровья, военно-спортивной игре «Зарничка», празднике урожая. Малыши видят, как мы хвалим своих чемпионов, как чествуем лучших и самых старательных учеников. Таким образом, страх перед неизвестностью у них пропадает, появляются любопытство, желание окунуться в нашу жизнь поглубже. Сложнее приходится с тем, кто в садик не ходил. Для таких подготовишек мы организовали специальную курсовую подготовку с октября по апрель под названием «Школа будущего ученика».
В Центре образования стараются воспитывать детей вместе с их родителями. Психологи 2045-го составляют рекомендации мамам и папам на заметку: «Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получается грязь». Самоисправления - это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться. Главное для нас не пятерки любой ценой, а интерес ребенка к познанию и уверенность его в своих силах. Самостоятельный в учебной работе школьник - мечта родителей. Понятно, что вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролировали. Но и другая крайность - когда ребенку не помогают даже в случае затруднений - результата не даст. Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без нашей помощи? Находитесь неподалеку, занимаясь своими делами. И будьте всегда готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяйте сделанное. Ребенок так убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите».
Центр образования №2045 работает в режиме полного дня. Только так здесь умудряются успевать ходить в походы, смотреть спектакли, изучать языки, проводить лабораторные работы, просто гулять и общаться. Поэтому, когда Рогач раздает раскраску с прелестным котиком и ее егозята начинают наперебой пытаться рассказать о своих питомцах, Татьяне Михайловне ничего не стоит сказать: «Я выслушаю вас всех, но после урока». Ведь действительно время задушевным разговорам придет во второй половине дня.
А девчонкам и мальчишкам и вправду интересно остаться в школе подольше, хотя бы потому что после звонка с уроков они попадают в Новую Мирландию. Это государство они создали сами. И за пост президента борются по-настоящему, с призывами, пропагандой своих идей и взглядов, поддерживаемые собственным электоратом. Парламент состоит из представителей всех классов, а на сегодняшний день только первых здесь три параллели! В 2045-м знают - какую задачу поставишь перед министерством культуры, министерством знаний, министерством спорта и здоровья, министерством милосердия, министерством труда, министерством партнерства детей и родителей, пресс-центром, тот результат и получишь. Все дела и конкурсы ребята разрабатывают самостоятельно, педагоги лишь курируют.
Рогач рада, что новые стандарты ставят во главу угла детскую самостоятельность. Ей по душе идея сотрудничества учителя с учеником. Она всегда старалась сделать так, чтобы ребенок сам придумывал задание, но ненавязчиво подводила его к требуемому результату. Быть рядом, вести за собой, но не указывать - так, ей кажется, должен поступать педагог, который хочет, чтобы в ребенке созрела личность.
Отличается ли этот ее юбилейный класс от предшествующих? Рогач говорит: их стало еще труднее удивить. Это дети, которые не считают компьютер чудом, потому что привыкли к нему как обычному предмету обстановки. Поэтому вместо изготовления книжек-малышек, которые она делала со своими ребятами когда-то, сегодня у них впереди создание собственного сборника мультиков. Ей нужно всегда быть в теме, немного опережать события, иначе окажется, что знания сегодняшних реалий устарели. Но недаром после педагогического Татьяна Михайловна пошла на психологический, даже с этими бойкими детьми пока договориться ей удается. Главное - чтобы они разговаривали, не замыкались: «Пусть высказываются. Верно, нет - не важно, это уже потом придет знание. Учу их не бояться выражать мнение и доверять мне».
В то же время если сам педагог перестанет удивляться, то как он сумеет удивить? Татьяна Михайловна становится похожа на своих первачков, разбирая приборы для исследований: «Ой, это весы для определения массы! В лабораторный пакет входят бруски из металла, дерева и пемзы. Весят они одинаково. А вот тонут по-разному. Мы наливаем воду в емкость, опускаем и видим это сами!»
Это их первые совместные шаги в исследовательской деятельности. Будут и походы, будут и открытия. А пока они приходят домой и спрашивают, как научила их первая учительница, родителей: «Что ты знаешь о...?» Так повторяют они пройденное за день, так хвастаются своими познаниями перед мамами и папами. А что, им есть чем гордиться!