В нашем понимании программа предусматривает решение нескольких архиважных для нас задач. Это внедрение моделей и определение механизмов взаимодействия государственно-общественного управления в образовательных учреждениях; качественного научно-методического сопровождения реализации программы; организация работы по изменению типа образовательных учреждений для создания автономных учреждений, реагирующих на изменяющиеся потребности населения и развитие экономики; развитие государственно-частного партнерства, попечительской деятельности в сфере образования, содействие развитию негосударственного сектора образовательных услуг, расширение социального партнерства.
Наше внимание, конечно, привлекло и то, что в программе предусмотрено развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования на окружном и соответственно на городском уровне; активизация взаимодействия с родительскими экспертно-консультативными советами и расширение опор системы государственного контроля и надзора на механизмы саморегулирования и общественного контроля. Дело в том, что в последние два года наш окружной совет родительской общественности ведет работу по созданию управляющих советов в образовательных учреждениях. Не секрет, что совсем в недавнем прошлом Москва не была заинтересована в развитии таких форм общественно-государственного управления, директора школ опасались, что управляющие советы ограничат права, не хотели отчитываться перед общественностью о своей работе. Сегодня такие опасения ушли: во-первых, все школы нынче размещают на сайтах открытые доклады о деятельности, во-вторых, в современных условиях, когда столичные школы одна за другой включаются в реализацию пилотного проекта по развитию образования, совершенно иным становится отношение к общественным организациям. Теперь нам не приходится доказывать необходимость создания управляющих советов, так как они становятся ключевой составляющей общественно-государственного управления в каждой школе.
Финансовые меры, предусмотренные в программе, включают разработку новых экономических механизмов, принятие изменений в законодательстве, обеспечивающих их введение, оптимизацию использования субсидий, экономию затрат с помощью аутсорсинга. Многие из нас по роду профессиональной деятельности хорошо знакомы с современными экономическими механизмами, которые теперь приходят в систему образования, поэтому нас устраивает, что сегодня нас, родителей, считают экспертами и консультантами, а значит, и полноправными участниками образовательного процесса. Мы и в самом деле можем многое подсказать педагогическим коллективам, стать их помощниками и даже партнерами, тем более что в программе организационные меры включают комплекс последовательных и взаимосвязанных действий, направленных на координацию всех вовлеченных в реализацию программы субъектов: ведомств, структур, учреждений, городской среды.
Нас, родителей, часто называют потребителями образовательных услуг, а если это действительно так, то для нас очень важно развитие механизмов открытости и прозрачности планов, мероприятий, практических действий, информационного и пиар-сопровождения, информирования и обратной связи системы образования с населением, информационное и экспертно-аналитическое обеспечение управления качеством услуг в сфере образования. Иными словами, нам очень важно все знать об образовательных учреждениях, ведь мы отдаем туда своих детей, нам важен выбор таких учреждений исходя из информации о качестве их работы.
Мы считаем, что Москва - город образования, что система столичного образования должна быть не хуже, даже лучше систем образования в столицах других государств. А для этого, правильно отмечено в программе, нужны модернизация существующих подходов к организации экспериментальной и инновационной деятельностей в сфере образования, интеграция инновационного сектора столицы в общефедеральную и международную инновационную инфраструктуру, интернационализация образования, соответствие возможностей и качества столичного образования запросам международного общества и мировым стандартам.
Почему мы одобряем эту программу? Родительская общественность нашего округа делегировала своих представителей в состав экспертного совета по подготовке государственной программы. Члены родительского совета СВАО принимали участие в общественных слушаниях и обсуждении программы, вносили предложения и замечания. Часть наших идей и предложений была учтена и вошла в отдельные пункты программы. Часть идей и предложений, поступивших в рабочие группы, по словам первого заместителя руководителя Департамента образования Вениамина Каганова, в силу разных причин учесть в программе не удалось, но они так интересны и важны, что принято решение о разработке стратегии развития московского образования на период до 2030 года. Мы уверены, что наши самые смелые и прорывные идеи, реализация которых не может ограничиваться среднесрочным периодом, непременно войдут в этот документ.
Мы согласны с министром образования Москвы Исааком Калиной, что сегодня нужно говорить не о модернизации образования, а о модернизации механизмов дальнейшего развития столичной системы образования. Выступления Исаака Иосифовича на встречах с общественными организациями, родительской общественностью и председателями советов ОУ позволили нам прояснить ситуацию с реформированием системы в столичном образовании.
Одним из основных механизмов Комплексной программы развития системы образования Москвы на период 2012-2016 годов родительская общественность Северо-Восточного округа видит активизацию и упорядочение работы государственно-общественного управления как мощного ресурса для системы образования города, объединяющего фактора взаимодействия московских учителей, родителей и учащихся в работе над повышением качества образования. Мы считаем, что для повышения успешности и результативности такой деятельности нужно консолидировать и четко определить степень и рамки нормативно-правового статуса родителей как участников образовательного процесса, осуществляющих не только контролирующие функции за качеством образования, питания и медицинского обслуживания в образовательных учреждениях. Важно, что родительская общественность умело и смело взяла на себя избирательные функции заказчиков, внедряющих эффективные инструменты регулирования сферы родительских доплат для приобретения оборудования в процессе оснащения московских школ, для выбора спектра образовательных услуг дополнительного образования. Нам не надо бояться выстраивать партнерские, доверительные отношения со всеми участниками государственно-общественного управления образовательного процесса, опираясь на принципы прозрачности и открытости.
Уже сейчас в своем округе мы планируем и проводим работу, ориентируясь на материалы и документы, которые оперативно размещаются на обновленном сайте Департамента образования, принимаем участие в еженедельных интерактивных совещаниях с участием руководителя Департамента образования и начальников окружных управлений образования. Вызывает уважение то, что внедрение информационной открытости, основанной на принципах прозрачности и доступности, руководители департамента начали со своего ведомства, предоставляя доступ к «волшебным спискам» (закрытым от общественности в прошлом), информацию о размерах поступления финансовых средств и оборудования в каждое образовательное учреждение. Теперь возможно, учитывая все перечисляемые бюджетные средства, определять необходимый размер внебюджетного фонда ОУ, планировать все их финансовые затраты.
На недавнем городском родительском собрании, которое прошло в актовом зале департамента с участием нескольких сотен председателей школьных родительских советов, Исаак Калина рассказал нам о своем видении структуры и работы советов родительской общественности, выразил уверенность в том, что отношения в совместной работе Департамента образования и родительской общественности уже перешли на новый, более качественный уровень. Родители стремительно осваивают новые для них функции, успешно применяют свои профессиональные знания и новые расширенные полномочия. Реформаторское направление работы получило развитие в создании экспертно-консультативных советов. Форма и характер создания и работы таких советов определяются и основываются только на добровольности участия, заинтересованности в качественном результате, профессионализме и прозрачности взаимодействия и принятия решений и совершенствуются в ходе дальнейшей работы.
На наш взгляд, такие экспертно-консультативные советы должны быть частью управляющих советов каждого образовательного учреждения, их нужно наделить полномочиями по заключению трехсторонних договоров-гарантий со всеми поставщиками (особенно это актуально в сложившейся на сегодняшний день непростой ситуации с организацией питания во многих ОУ). Члены совета и в самом деле должны стать активными консультантами, помощниками администрации и педагогического коллектива. Из наблюдательно-карательной позиции многих родителей нужно убеждать выходить. После одобрения программы на заседании Правительства Москвы придет время инициативных и деятельных пап, мам, бабушек и дедушек, опекунов и приемных родителей. Именно они принимают участие в построении и реализации планов ОУ, куда привели своего ребенка, производят учет действий и анализ результатов, помогая тем самым и ребенку, и образовательному учреждению повышать свой общественный рейтинг, а округу разрабатывать свою программу развития с учетом государственной программы города Москвы. У нас еще есть время до 2016 года и на вопросы, и на ответы, и на исправление ошибок.. Еще раз призываем родителей к сотрудничеству, без которого ни один механизм программы не заработает на полную мощность.

Ирина ВАСИНА, председатель Совета родительской общественности СВАО; члены совета