Если ты профессионал, то можно управлять. Сотрудник Федерального института развития образования Кирилл Митрофанов как-то дал очень хорошее разделение между специалистом и профессионалом. Специалист, как он сказал, работает по выполнению задания, а профессионал работает с каждым человеком. Так вот, если ты работаешь, повышая уровень с каждым человеком, с каждой организацией и с каждым человеком в этой организации, то работать, как мне кажется, можно.

Мне кажется, что программа развития образования Москвы или стратегия развития содержит один замечательный смысл. Всем известно, что если вы приезжаете за границу и хотите посмотреть очень хорошую школу, то вас везут за город. Школа мегаполисов - это школа, обладающая некоторыми недостатками перед провинциальной школой. Если мы посмотрим на опыт городов-мегаполисов, то увидим, что есть очень сильные и очень слабые, это надо учитывать. Это означает, что в образовательной сети должны быть не только образовательные учреждения, но и учреждения культуры, здравоохранения, библиотеки. Понятно, что там есть конфликт межбюджетных отношений, но на самом деле они есть, этот процесс идет, его надо поддержать. Иными словами, превратить социальное перемешивание в социальный лифт. Социальное перемешивание и социальный лифт - суть понятия разные, поэтому надо стремиться стихийно созданную систему социального перемешивания преобразовать, условно говоря, в социальные лифтовые шахты.
В этом году у меня в жизни произошло событие. Я сидел дома и смотрел, как моя внучка, которой 3 с небольшим года, обучает бабушку пользоваться iPad’ом. Учителя сегодня - те же самые бабушки, которые тоже не умеют подойти к этому iPad’у. Я долго занимался PISA: мы относимся к странам с хорошей школой, но и нам там дана рекомендация: при переходе от системы образования хорошей к очень хорошей наиболее эффективны вложения в учителя. Мне кажется, что если Правительство Москвы и Департамент образования хотят реализовать идею и уйти от парадокса о гениальном городе с плохой системой образования, то вкладываться надо именно в учителя.