Есть официальные данные по России, что классические бедные - это семья с двумя детьми, а часто и с одним ребенком. Эти дети идут в систему образования с колоссальным грузом проблем - психологических, этических, моральных. С моей точки зрения, крайне важно основные усилия - финансовые и не только - приложить именно туда. Ведь это же связано с социальной защитой. Невозможно развивать школу, вкладывать туда деньги, повышать зарплату учителям, имея «хвост» в лице, может быть, десятков тысяч таких детей плюс детей мигрантов.
Здесь есть некая философия, потому что когда мы обсуждаем разные проблемы, то говорим: нужно поддерживать сильных, а они за собой вытащат слабых. Но есть и другая точка зрения: поддерживать слабых, а сильные сами о себе позаботятся. Если мы говорим об образовании, то этот вопрос не решен. Конечно, надо помогать детям из нормальных семей среднего класса и близких к нему, но когда мы входим в какое-то поле плоского видения, у нас это понимание сильно теряется. Как экономист, я двумя руками за взгляд на образование как на рынок труда, но третьей рукой я против, потому что на самом деле главная задача образования - социализация.
Рынок труда, успех - это, конечно, важно, но для ребенка из неблагополучной семьи или детского дома его успех - это не обязательно очень престижная работа с высокой зарплатой. Поэтому мне кажется, что в программе вопросы о соотношении расходов на детей из благополучных и неблагополучных семей надо еще пообсуждать и посмотреть, тем более на перспективу.
Сейчас очень много говорят о приоритетах. Модернизация, если говорить о ней серьезно, проходит через каждый город и регион. Для Москвы, как мне представляется, визитная карточка - это образование. Ведь что такое сейчас Москва в глазах наших регионалов? Это чиновники, бизнес, финансовые структуры, торговля, немножко здравоохранения. Что касается образования, то создается впечатление, будто есть МГУ, еще пара хороших университетов, и все. Однако мне кажется, что Москва, тем более что она теперь будет расширяться, строить наукограды, должна быть брендом самого современного образования, причем связанного с воспитанием и социализацией, так как невозможно развивать образование, сделать очень хорошую государственную программу развития образования, не занимаясь ровно такой же программой развития культуры.
Если такая государственная программа развития образования сделана, но все соседние блоки, особенно культура, останутся на более низком уровне, цели не будут достигнуты. Это так же, как и во всей нашей стране: мы можем говорить, что будем иметь самое лучшее образование в мире, но если ничего не будем делать с экономикой, политикой, этого не будет.