Это процесс, который будет развиваться дальше достаточно стремительно хотя бы по причине того, что Россия сейчас входит в число лидирующих стран мира по принятию мигрантов. Каждый год за партами в одном классе рядышком садится все больше детей разных этнических групп. Этническая мозаичность школы, школьного класса очень сильно возрастает, появляются такие совершенно новые для нашего мегаполиса феномены, как, например, анклавное расселение: мигранты из Центральной Азии, из Китая, Вьетнама расселяются по округам. В школах этих округов увеличивается число (до 30%) детей, которые не знают русского языка. Если в классе есть 2-3 человека, которые не знают русского языка, любой урок превращается в урок русского языка.
Вторая острая проблема - это, конечно, отношения в классе между представителями различных этнических групп. Эти отношения не могут не влиять на общую систему образования и на качество образования в Москве. Чья это проблема, школьная, образовательная? В некоторой степени да, но это еще в первую очередь социальная проблема, ведь в каждом классе как в капле воды отражаются все те процессы, которые происходят в обществе, причем процессы самого разного уровня. Сейчас, например, появилось новое понятие «кирияфобия» - враждебное, неприязненное отношение приезжих к хозяевам. Этот феномен сейчас начинает очень сильно актуализироваться в странах Европы, но это мы можем ожидать у нас в России, в Москве. Что делать?
Под руководством Александра Асмолова в 2001-2005 годы была разработала Федеральная целевая программа формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе, которая на самом деле обозначила очень многие направления развития социокультурных практик, психолого-педагогических технологий формирования толерантного сознания и управления рисками ксенофобии в обществе. Вот это все нужно начинать именно со школы, а еще лучше создать общую систему, которая объединит дошкольное обучение и воспитание, школьное обучение и воспитание с внешкольными практиками, с подготовкой студентов, особенно педагогических вузов. Продолжение и развитие этой программы как городской программы «Столичное образование», на мой взгляд, сегодня стало одной из самых приоритетных задач.