По своему содержанию выступления и плакаты, принесенные на митинг его участниками, сводились к двум основным темам: описание проблем, с которыми сталкиваются московские учителя, студенты, родители школьников и дошкольников, и критика политики правительства в сфере образования. В качестве проблем участники митинга отмечали низкий уровень зарплат и социальной защищенности молодых специалистов в вузах, а также стипендий студентов и аспирантов.
Митингующие выражали опасение, что введение новых систем оплаты труда, а также принятие правительственного законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» приведут к росту неравенства в оплате труда педагогов, административного произвола и окончательно закрепят сложившуюся в некоторых учреждениях практику навязывания родителям платных услуг, что означает фактически платность формально бесплатного общего образования.
Некоторые требования митингующих, в том числе изложенные в принятой по итогам мероприятия резолюции, совпадают с позицией профсоюза, которую мы постоянно заявляем уже далеко не первый год. В их числе:
- повышение расходов на образование из консолидированного бюджета РФ не менее чем до 7% от объема ВВП в РФ;
- повышение расходов на высшее образование из федерального бюджета не менее чем до 5% от расходной части федерального бюджета;
- введение нормативного финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение должно получать по смете независимо от количества обучающихся, а остальные средства - по подушевому принципу;
- установление ставок педагогических работников образовательных учреждений не ниже средней заработной платы в производственных отраслях народного хозяйства;
- установление зарплаты мастеров производственного обучения в системе начального профессионального образования (НПО) на уровне работников аналогичной квалификации в соответствующих отраслях народного хозяйства регионов;
- установление средних ставок педагогических работников вузов на уровне не ниже двух средних заработных плат в производственных отраслях народного хозяйства;
- установление пенсионного обеспечения и иных социальных гарантий для педагогических работников на уровне, предусмотренном действующим законодательством для государственных служащих;
- сохранение в полном объеме коммунальных льгот для сельских педагогов, установленных Законом «Об образовании» 1992 г., включая бесплатную аренду и (или) обслуживание жилья с бесплатным отоплением и электроэнергией для сельских педагогов;
- установление равного положения работников дополнительного образования с другими педагогами в отношении уровня оплаты труда и социальных гарантий, равное положение учреждений дополнительного образования по сравнению со школами и профессиональными учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий;
- устранение препятствий на пути нормальной деятельности профсоюзных объединений в сфере образования, прекращение преследования активистов свободных профсоюзов.
Московский городской комитет профсоюза не был приглашен организаторами митинга ни к его подготовке, ни к участию в мероприятии, несмотря на то что многие из поднятых вопросов находятся в центре внимания городской организации профсоюза и по некоторым аспектам требования митинга совпадают с постоянно заявляемой, в том числе и в форме уличных акций, позицией профсоюза. Достаточно напомнить лишь нашу весеннюю акцию в защиту бесплатного образования, к участию в которой нам удалось привлечь на порядки больше и членов профсоюза, и просто активных и неравнодушных к судьбе российской школы граждан. Это обстоятельство вызывает большие сомнения относительно целей мероприятия, состоявшегося 15 сентября.
Мы готовы сотрудничать с любыми общественными инициативами, занимающимися проблемами столичного образования, если и они готовы к выработке конструктивных решений этих проблем. В то же время нам представляется ошибочным тот путь, который зачастую выбирают активисты, только начинающие деятельность в образовательной сфере. Этот путь подразумевает смещение главного акцента с работы в трудовых коллективах, работы на уровне каждого образовательного учреждения на громкие акции, целью которых, как показывает практика, становится привлечение внимания общественности не к проблемам, а скорее к брендам очередных «альтернативных» структур. Такой путь всегда порождает сначала иллюзии, а потом разочарование и ведет к тому, что многие активные граждане - члены образовательного сообщества просто перестают видеть какой-либо смысл в социальной активности.
С нашей точки зрения, консолидированные действия в поддержку общих требований, выдвигаемых и профсоюзом, и другими общественными организациями, работающими в сфере образования, - это более эффективный путь защиты интересов педагогов, учащихся и их родителей, чем разделение движения в защиту российского образования по эстетическим либо политическим признакам. Причем под этими консолидированными действиями мы понимаем не только уличную активность, хотя и без нее представить себе профсоюзную работу совершенно невозможно. Такие, пусть и не столь зрелищные, но не менее важные направления работы, как внедрение в образовательных учреждениях через трудовые коллективы и первичные профорганизации локальных нормативных актов, обеспечивающих справедливое распределение стимулирующих выплат, вводимых в рамках новой системы оплаты труда, общественный контроль за качеством образования, материальными условиями педагогического процесса, правовая защита работников и учащихся, безусловно, должны проводиться в сотрудничестве профсоюза с другими общественными объединениями. Только тогда усилия каждого участника широкого общественного движения в защиту образования (далеко не последнюю роль в котором всегда играл и продолжает играть наш профсоюз) будут иметь действительно серьезный и позитивный эффект.

Московский городской комитет Общероссийского профсоюза образования