Образование - ключевой детерминант в развитии общества, поэтому доступ к школам, предоставляющим образовательные услуги более качественно, актуален для многих домохозяйств.
Эмпирическое подтверждение таких гипотез зачастую связано с некоторыми трудностями.
Во-первых, качество школы не единственный детерминант стоимости жилья, так как она также во многом определяется социальным окружением жилых домов, то есть наличием благ, в том числе общественных, таких как места для отдыха и развлечений (парки, театры, кинотеатры), учреждения здравоохранения, магазины. Так как индивиды, для которых наличие таких благ представляет ценность (и они могут себе их позволить), имеют тенденцию образовывать совместные ареалы (то есть проживать по соседству в так называемых жилищных кооперативах), задача вычленения эффекта школ из общего эффекта социального окружения порой трудновыполнима.
Во-вторых, довольно трудно отделить характеристики качества самих школ (такие, как школьная инфраструктура и оборудование, программа обучения, учителя и школьные администраторы) от оценки качества контингента, присутствующего в школе. Распространенные меры оценки качества школ (такие, как тестовые баллы учащихся) обычно отражают как качество образования, предоставляемого в школе, так и характеристики учащихся в них детей.
Я провел исследование влияния качества школ на стоимость жилой недвижимости в районах Москвы. Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды российских и зарубежных специалистов в области экономики образования, исследования представителей современной теории и практики экономической оценки недвижимости. В работе я использовал результаты фундаментальных и прикладных исследований в области образования, методы математической статистики, а также данные, полученные при проведении единого государственного экзамена на территории Москвы.
В ходе исследования было выявлено, что советская модель внутригородского расселения по прописке была разрушена, как и связи между рынком жилья и факторами социального окружения, включая качество школ и предоставляемого в них образования. Сегодня мы имеем квазирынок образовательных услуг, нам необходима новая модель внутригородского расселения.
Законы рынка работают в негосударственном секторе образовательных услуг. Для платежеспособных индивидов при выборе жилья в Москве значимым фактором социального окружения стало наличие в районе качественной частной школы. Покупатели жилья, отдающие предпочтение качественному образованию, делают выбор в пользу частных школ, что, в свою очередь, отражается и на стоимости жилья.
Представителям городской администрации следует более внимательно подходить к вопросам, связанным со сдачей в аренду муниципального имущества и с выдачей разрешений на строительство жилых домов. Сдача в аренду помещений учредителям частных школ, то есть открытие в районе негосударственной школы, может благоприятно сказаться на других факторах социального окружения, на благополучии района города, а также на стоимости жилья. Строительство элитного жилья более оправданно в районах, где уже присутствует частная школа и развито социальное окружение. Этот аспект может оказаться важным как при выдаче распорядителями муниципального имущества разрешений на строительство жилья, так и при выборе места для застройки строительными компаниями.