Стихийные поиски такой платформы вызваны необходимостью, потому что когда в одном классе сидят дети разных национальностей, да и социальная поляризация все-таки сказывается (ведь люди сегодня очень поляризованны, и дети, которые приходят в класс, очень разные), тогда, спрашивается, на чем строить взаимодействие учителя с этими детьми?
Мы обнаружили, что, наверное, единственной общностью, той общей платформой, которая существует и между поколением взрослых, которым трудно с Интернетом, и поколением детей, которым трудно со всем, кроме Интернета, и между детьми разных конфессий и разных социальных групп, может стать то, что все это люди наделены способностью переживать.
Если бы инициаторы социальных реформ, в том числе реформы образования, в качестве главного критерия эффективности реформы взяли бы такой простой критерий, как чувства человека, это была бы самая лучшая обратная связь. Люди разные, конфессии разные, возраст разный, а чувства, оказывается, одни и те же. Реальность то, что переживает человек. На знаниях о человеческих переживаниях, на понимании законов этих переживаний строится то, о чем говорил Юрий Львович Троицкий, - педагогика понимания. Она основана действительно на том, что эмоции, разные виды переживаний (и спонтанные эффективные, и более глубокие интегрированные, которые возникают после размышлений) включают собственно индивидуальность человека. Переживания должны стать объектом интереса и психологии, образования, и тех людей, которые занимаются повышением квалификации учителей, и тех, кто создает какие-то помогающие программы для детей.
Уже второе десятилетие мы разрабатываем программу «Жизненные навыки». У нее феноменологически экзистенциальная понимающая основа, потому что я представляю экзистенциальную методологию и феноменологический метод для ее создания. Когда учителя начинают эту программу преподавать детям, развитие социальных компетенций там присутствует, но на самом деле там есть такие общечеловеческие темы, как нравится - не нравится, границы, безопасное место, путешествия, связанные с риском, все это какие-то простые темы, которые очень важны для детства. Когда учителя начинают во все это погружаться, с ними самими происходит очень интересный процесс. Во всяком случае, они начинают больше внимания обращать и на собственные переживания. Поэтому я предлагаю включать в повышение квалификации учителей программы или часы самопознания. Я предлагаю программы, которые дают, кстати, во многих системах образования мира, - программы самопознания для учителей.

Светлана КРИВЦОВА, руководитель Центра развития психологической службы образования