Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») - это мощный инструмент реализации городской политики в данном направлении. Она уникальна по своему содержанию. В этом мы убедились в ходе обсуждения проекта программы, отмечая несколько важных для нас ключевых моментов.
В программе впервые поставлены такие задачи, как охват дошкольным образованием и широкое освоение электронного ресурса, которые должны обеспечить доступность самого качественного образования на всех уровнях вне зависимости от места жительства и учебы, что создаст условия для обучения в течение всей жизни. Мы знаем, что сегодня это одна из ведущих мировых тенденций, поэтому хорошо, что она учтена в нашей столичной программе.
Изменится у нас и главный ориентир обучения - от усвоения фиксированной суммы знаний к освоению компетенций, то есть умению использовать их в жизненных ситуациях. Это тоже важно, особенно для наших ребят, которые будут работать в системе образования города.
Впервые в программе выделен раздел о повышении статуса педагога, запланированы поэтапные меры по росту оплаты труда, повышению профессионализма и общественного имиджа учителей. Мы уверены, что их реализация превратит учительский корпус в настоящий генератор нового интеллекта столицы.
В профессиональном образовании, как сказано в программе, будет внедрена принципиально новая модель подготовки кадров. Радует, что она основана на взаимодействии с рынком труда, удовлетворении его требований к специалистам; активном привлечении работодателей к управлению системой профобразования и ее поддержке, изучении и адаптации лучшего мирового опыта. Для этого уже создаются такие структуры корпоративного управления, как региональные и отраслевые советы по подготовке кадров с участием бизнес-ассоциаций и работодателей. Больше всего внушает оптимизм то, что это были наши предложения, которые мы вносили и которые тем или иным образом были учтены авторами программы.
Сформированы и, надеюсь, будут законодательно закреплены не только новые пути развития каждой из этих сфер - образования, науки и инноваций, - но и механизмы их взаимодействия и взаимопроникновения. Мы знаем, что это создаст широкие возможности как для наращивания человеческого капитала, так и для существенного вклада интеллектуального ресурса столицы в экономическое развитие страны. Москва выходит на новый этап - системное совершенствование человеческого капитала, процесс этот непростой, но педагоги столицы к нему готовы, так как (мы тоже это предлагали) его базовые основы заложены в проекте новой госпрограммы.
В условиях меняющейся экономической и демографической ситуации в столичном мегаполисе не вызывает сомнений актуальность решения задач формирования эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы среднего педагогического образования, ориентированной на перспективные потребности столичного рынка труда в отрасли «образование». Современные процессы изменений как в столичной сфере образования в целом, так и в системе СПО связаны с переходом образовательных учреждений в новые организационно-правовые формы деятельности, на новую систему финансирования, а также с переходом на подготовку специалистов на основе ФГОС СПО третьего поколения. Для нас, педагогических коллективов колледжей, это очень важный процесс, так как в настоящее время среднее педагогическое образование столицы представляет собой эффективную систему, закрывающую потребность в кадровых ресурсах образовательных учреждений дошкольного, дополнительного, общего образования. Мы работаем на кадровый рынок, выпускаем специалистов, которые востребованы системой образования Москвы, основными задачами деятельности современного педагогического колледжа давно стали и остаются подготовка компетентных специалистов для сферы образования, разработка содержания и технологий модернизации, создание научно-методических, информационных и организационных условий для повышения качества педагогического образования. В педагогических колледжах идет подготовка специалистов по специальностям среднего педагогического образования базового и повышенного уровня, в том числе по специальностям «дошкольное образование» (квалификация - воспитатель детей дошкольного возраста), «специальное дошкольное образование», «педагогика дополнительного образования», «организация воспитательной деятельности», имеющимся только в классификаторе СПО. Таким образом, педагогические колледжи становятся единственным источником насыщения рынка педагогического труда по этим востребованным специальностям.
В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2016 годы указывается, что подготовка высококвалифицированных кадров должна продолжаться на базе учреждений СПО. Кроме того, из текста этого документа следует, что при определении перспектив развития системы профессионального (в том числе педагогического) образования необходимо учитывать тенденцию роста рождаемости, отмечаемую в РФ с 2000 года. Для нас это значит, что потребность в кадрах для дошкольных образовательных учреждений, а в перспективе и для начальной школы, будет неизбежно расти.
В процессе подготовки к реализации ФГОС СПО третьего поколения столичные колледжи непосредственно участвовали в разработке и экспертизе стандартов, коллективы колледжей провели большую работу по созданию учебных планов и программно-методического обеспечения по всем специальностям среднего педагогического образования. Очень многие наши предложения органично вошли в проект программы. В частности, в нем отражено то, что одна из перспектив внедрения новых финансово-экономических механизмов в систему среднего педагогического образования - развитие внебюджетной деятельности в реализации образовательных программ и оказание платных дополнительных образовательных услуг населению города. За последние годы практически все педагогические колледжи начали развивать систему внебюджетной деятельности.
К позитивным факторам деятельности системы педагогических колледжей Москвы относятся:
    рентабельность подготовки специалиста, подтверждающаяся достаточно стабильным процентом трудоустройства выпускников по специальности и относительно коротким сроком обучения по специальностям СПО (в сравнении с вузом), обеспечивающим выход на работу квалифицированного специалиста и продолжение его обучения в вузе уже в процессе осуществления профессиональной деятельности;
    практико-ориентированный характер профессиональной подготовки в столичных педагогических колледжах;
    эффективная подготовка выпускников по программам дополнительных подготовок и специализаций, востребованных на современном отраслевом рынке труда («организатор физического воспитания», «организатор семейного воспитания», «обучение детей дошкольного возраста по системе Монтессори» и др.);
    высокий уровень научного, инновационного и методического потенциала преподавательского состава педагогических колледжей;
    развитая система социального партнерства с образовательными учреждениями, научными и общественными организациями города, России и зарубежных стран как в области подготовки педагогических кадров, так и в организации воспитательной, культурно-досуговой, творческой, исследовательской деятельности.
Все это учтено в проекте программы, поэтому мы считаем, что среднее педагогическое образование в системе столичного образования останется форпостом трудоустройства молодых специалистов, непрерывности профессионального образования педагогических кадров, которые и будут обеспечивать московский стандарт качества образования.

Светлана ФИЛИППОВА, директор педагогического колледжа №13 имени С.Я.Маршака