Интеграционные задачи развития системы столичного образования, преодоления межведомственных барьеров, координация деятельности образовательных, общественных, бизнес-структур позволили выстроить комплексный подход к развитию научно-технического творчества детей и молодежи как непрерывного процесса в системе образования города Москвы.
Решение главной задачи программы «Столичное образование» - ориентации в подготовке кадров для инновационной экономики, развития интеллектуального потенциала столицы - невозможно без решения задач развития научно-технического творчества молодежи, изобретательства, рационализаторства, развития проектного творчества в области наукоемких специальностей и производств.
В современной структуре организации научно-технического творчества молодежи СПО разрушена целостная система взаимодействия государственных и общественных организаций, работавших в этом направлении, недостаточно тесные связи складываются между учебным процессом и внеучебной деятельностью, между учебными заведениями и промышленными организациями, заинтересованными в квалифицированных кадрах.
Несмотря на то что отечественная система технического творчества уникальна и не имеет аналогов в мире, в настоящее время наметилась тенденция сокращения сети профильных учреждений научно-технической и спортивно-технической направленности, исчезли тысячи станций и клубов юных техников, радиолюбителей, действующих при промышленных предприятиях, военно-патриотических клубов.
Значительно обостряет эти проблемы сложившийся в новых социально-экономических условиях комплекс противоречий, требующих эффективного и скорейшего разрешения: между необходимостью обеспечения развития российского общества, находящегося в прямой зависимости от интеллектуального потенциала подрастающего поколения, участия молодежи в решении вопросов, направленных на ускорение темпов экономического роста, и отсутствием научно обоснованных нормативов материально-технического и финансового обеспечения, существующим бюджетным финансированием по остаточному принципу, не позволяющему решать вопросы совершенствования материальной базы для развития технического творчества молодежи СПО в соответствии с требованиями научно-технического прогресса; между расширением видов и направлений деятельности в системе дополнительного образования молодежи и сокращением числа учреждений научно-технической направленности, а также численности обучающихся, охваченных техническим творчеством; между широкими возможностями, большим развивающим и воспитательным потенциалом технического творчества молодого поколения и низкой его эффективностью, связанной с недостаточным теоретико-методологическим обоснованием содержания, используемых подходов, форм, методов, технологий и низким уровнем работы по выявлению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в организации технического творчества учащихся СПО; между необходимостью организации непрерывного процесса развития научно-технического творчества молодежи и недостаточно эффективно используемым потенциалом преемственности основного, дополнительного и профессионального образования, позволяющей увеличить сферу технического творчества учащихся и др.
В рамках «круглого стола» шла речь об интересном педагогическом опыте, новых идеях, звучали предложения, отвечающие задачам Программы развития столичного образования до 2016 года.
Интересный опыт по активизации студенческих научных технических обществ, технологий взаимодействия с социальными партнерами и работодателями прозвучали в выступлении мастера производственного обучения политехнического колледжа №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова Сергея Додонова, СНТТО (Студенческое научно-техническое творческое общество), по мнению мастера, эффективный путь вовлечения студентов в научно-техническое творчество, привлечения к творческому, производительному труду, развития смекалки, рационализаторства и готовности работать в условиях инновационного развития наукоемких производств. Опыт работы этого колледжа в условиях модернизации материально-технической базы (в рамках городской целевой программы «Рабочие кадры» в период до 2010 года) выявил серьезное противоречие - производственное обучение студентов в колледже идет на высокоточном современном оборудовании, которого еще нет на производстве. Целостность инновационного пространства столицы в рамках реализации задач программы позволит преодолеть любые противоречия.
Доклад директора Дома научно-технического творчества молодежи Александра Леонтовича отразил важный интеграционный принцип научно-технического образования как инновационного подхода в сфере научно-технического творчества учащихся. Интеграционный характер НТТ позволяет преодолеть различия между ведомствами, учреждениями, поддерживать и поощрять познавательную активность обучающихся любых образовательных учреждений, координировать развитие конкурсных программ городского, межрегионального, федерального и международного уровня, создавать потенциал для индивидуальных творческих достижений обучающихся в области научно-технического творчества.
Выступление заместителя директора ЦСТА и ПО «Гагаринский» Сергея Цыганова «Организация экскурсий на инновационные предприятия как форма привлечения молодежи к НТТ» сосредоточило внимание участников «круглого стола» на профориентационной технологии использования экскурсий на инновационные предприятия как эффективной формы работы с учащимися общеобразовательных школ в образовательном пространстве Москвы.
В соответствии с задачами развития столичного образования участники «круглого стола» выработали и сформулировали цели и задачи научно-технического творчества в системе СПО Москвы.
Главная цель развития научно-технического творчества молодежи СПО - обеспечение подготовки специалистов на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны. Направления технического творчества, научных исследований и инновационной деятельности должны согласовываться с приоритетами федеральной и региональной научной, научно-технической и инновационной политики с учетом специфики системы образования.
Для достижения поставленной цели необходимы реализация Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»). Отрадно, что программа «Столичное образование» ставит задачи развития дополнительного образования обучающихся в СПО в области научно-технического творчества; выявления одаренной и талантливой молодежи, обеспечения соответствующих условий для их образования и творческого развития; развития познавательных и профессиональных интересов.

Татьяна ПРОХОРОВА, директор Московского дома научно-технического и художественного творчества