Безусловно, эти слова приобретают особое значение при анализе тех позиций программы, которые задают вектор развития общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выделение как приоритетной программной задачи «создания в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» обязывает решать ее системно. Образовательные запросы лиц с ограниченными возможностями здоровья и возможности их реализации должны быть рассмотрены в контексте, с одной стороны, преемственности этапов коррекционно-реабилитационной работы, а с другой - обеспечения специфических условий обучения, развития и воспитания на каждом из них. Поэтому крайне важно, чтобы в рамках исполнения программы «Столичное образование» на 2012-2016 годы была создана система своевременной комплексной диагностики и учета образовательных потребностей лиц этой социальной группы в учреждениях общего среднего образования, позволяющая прогнозировать их индивидуальные траектории профессионализации и рационального трудоустройства.
Несмотря на сложность организации специальных образовательных условий и в целом высокую ресурсную затратность профессионального обучения лиц с сенсорными, двигательными нарушениями, соматическими заболеваниями, стойкими образовательными затруднениями или комплексными нарушениями развития, их прием в учреждения СПО необходимо расширять - таков посыл разработчиков программы, с которым нельзя не согласиться.
На 1 декабря 2010 года в столичных колледжах и техникумах обучали 3252 человека с ограниченными возможностями здоровья, их количество может существенно увеличиться за счет разработки и внедрения программ профессионального консультирования и профессиональной ориентации, адресованных именно этой социальной группе, создания доступной среды обучения.
На мой взгляд, при проектировании индивидуального образовательного маршрута лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО необходимо принять во внимание специальные образовательные условия, созданные для них на предыдущей (школьной) ступени, медицинские рекомендации, собственные возможности, интересы и склонности обучающихся, а также характеристики микросоциального окружения (условия семейного воспитания). Статья 10 закона города Москвы от 28.04.2010 года №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» прямо указывает: «Государственные образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляют психолого-медико-педагогическую коррекцию ограничений возможностей обучающихся, направленную на восстановление или компенсацию нарушенных функций». Однако разработка и внедрение в рамках подпрограммы «Начальное и среднее профессиональное образование» моделей профессиональной реабилитации лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными нарушениями, соматическими заболеваниями, комплексными нарушениями развития и системы их комплексного (психолого-педагогического и медико-социального) сопровождения невозможны без введения в штатное расписание колледжей и техникумов должностей специалистов так называемых помогающих профессий - специальных педагогов (дефектологов), специальных и клинических психологов, врачей, медсестер, социальных педагогов, тьюторов - или привлечения их к решению коррекционно-реабилитационных задач на договорной основе, что требует дополнительного целевого финансирования. Идеальный вариант - разработать в рамках реализации программы стандарты качества образовательных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО, включающие в себя регламенты взаимодействия ведомств и конкретных специалистов. К их разработке должны быть привлечены все заинтересованные стороны - руководящие и педагогические работники учреждений СПО, научные сотрудники НИИРПО, специалисты УМЦ ПО и столичных департаментов образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Важно выстроить и те линии взаимодействия, которые будут связывать учреждения СПО и работодателей, позволяя отработать механизмы эффективного трудоустройства выпускников в производственные коллективы и организации, принимающие и поддерживающие идеи социальной инклюзии.
Отдельный аспект анализа программы - ее финансовое обеспечение. В связи с этим требует пояснения разработчиков финансирование мероприятия 0303012 «Создание условий для получения профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья». Согласно его краткому описанию удельный вес числа учреждений СПО, в которых созданы условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе учреждений СПО в 2012 году должен составить 40%, однако ни на 2011-й, ни на 2012 год финансирование этого мероприятия не запланировано. В то же время, например, на решение аналогичной задачи в рамках мероприятия 0304004 «Создание условий для получения высшего профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузах», предполагающего в 2012 году довести численность лиц с ОВЗ, имеющих доступ к услугам городской системы высшего и непрерывного профессионального образования, до 20 тысяч человек, заложено на 2012 год финансирование в объеме 3854,41 тыс. рублей.
В целом считаю, что программа «Столичное образование» на период 2012-2016 годы может стать стратегической платформой, учитывающей современное состояние системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и определяющей целевые - содержательные и финансовые - ориентиры на среднесрочную перспективу. Есть надежда, что с ее помощью будет задана траектория поступательного и устойчивого развития системы среднего профессионального образования лиц этой социальной группы как органичной подсистемы профессионального образования Москвы.

Ольга СТЕПАНОВА, ведущий научный сотрудник НИИРПО