Могу сказать, что чем дальше и больше я занимаюсь, тем больше понимаю, что проблема отсутствия грамотных коммуникаций и компетенций, связанных с коммуникациями, коммуникационных площадок - проблема не только школьного образования и уж тем более не детей, которым надо формировать коммуникационные навыки. Тот язык, который используется в дискуссиях с очень умными и профессиональными людьми, очевидно, будет отторгнут теми представителями бизнеса, что потребляют кадры, подготовленные в системе школьного и профессионального образования. Как учить работодателей правильно формулировать свой запрос, как посылать сигнал с рынка труда - все это очень сложные вопросы. Как высшую, среднюю профессиональную школу повернуть от саморазвития в сторону диалога с теми, для кого мы готовим кадры, то есть к рынку труда? Как помочь школьному образованию преодолеть отторжение, несоответствие, которое, считают, сегодня есть в профессиональной школе как итог школьного образования?
Все это довольно сложные вопросы, но их надо решать. Очень правильно, что сегодня в программе развития образования поставлен вопрос о создании общего образовательного столичного поля. Многие вузы, работающие в столице, будучи учреждениями федерального подчинения, не ассоциируют себя с Москвой - хотя здесь формируется главный кадровый потенциал, готовятся высококачественные специалисты, которые приходят на рынок труда. Что мы сделали для успешного диалога рынка труда, профобразования, а на последнем этапе и школы? Придумали проект «Школьная лига РОСНАНО». РОСНАНО - крупная акционерная компания, в которой была создана специальная программа, в ней, ориентируясь уже точно не на образовательные стандарты, а на те трудовые функции, которые в сфере особенно высокотехнологичного бизнеса надо будет завтра выполнять выпускникам системы профессионального образования, мы сделали технические задания, объявили конкурсы, предложили вузам посмотреть на подготовку кадров немножко по-другому. Да, есть программы переподготовки, хотя пока мало магистерских программ, но и задача-то, в общем, вполне понятная для зарождающегося нового сектора, высокотехнологичного сектора экономики наноиндустрии - сформировать тех людей, которые могут начинать работать на предприятиях. Решая эту задачу в течение двух лет, мы уже сейчас понимаем, что накопили там определенный опыт и можем выходить на то, что называется «влияние на образовательные стандарты», заниматься их связью с образовательными стандартами, понимая, как правильно построить инструментарий, очень важный для поднятия качества образования.
Мне бы очень хочется, чтобы в Москве система профессионального образования была органично рассмотрена как часть того, что называется «подготовка кадров», потому что, до тех пор пока только мы одни рассуждаем, все равно этот механизм не раскрутим, с места его не сдвинем. Очень важно втянуть в эту дискуссию рынок труда, представителей работодателей, хотя бы тех, кто уже принимает социальное значение, да и экономическое значение системы образования как одного из самых эффективных инструментов развития будущей инновационной экономики. Если мы сумеем это сделать, сумеем заставить рынок труда сформулировать тот запрос, который есть у работодателей, предусмотреть в трудовых функциях и систему сертификации, и профстандарты, значит, сумеем продвинуться вперед. Мне кажется, что очень важно на это обратить внимание и нельзя это делать без связки со школьным образованием и без участия работодателей. Сегодня очень важно перейти от их спонсорского участия в деятельности отдельной школы, отдельного учебного заведения, потому что там учатся сын или дочка сотрудников, к инвестированию. Уверена, что инвестировать можно только через проекты, которые хорошо продуманы работодателями как потенциальными заказчиками и самими педагогами, кому предстоит это все исполнять.

Елена СОБОЛЕВА, директор Департамента образовательных программ ГК «Роснанотех»