Результат успехов фирмы становится ощутимым, если в расчет берутся как экономические, так и морально-этические аспекты бизнеса. Предприятие, как правило, - коллектив сотрудников, в котором воплощена совокупность человеческих отношений. Удачно складывающиеся этические и психологические взаимоотношения между ними - одно из условий успехов фирмы. К таким выводам предпринимательская практика пришла постепенно. Нормативным это положение стало в середине ХХ века.

Сложилось убеждение и в необходимости соблюдения правил этики во взаимодействии с внешней средой, т.е. с деловыми партнерами (поставщиками, покупателями, государством). Важнейшей причиной возвышения этических основ бизнеса стало, как мы уже отметили, развитие конкурирующей ситуации в обществе.

«Этика» и «деловая этика» как понятия

Что же представляют собой понятия «этика», «прикладная, деловая этика» (или «этика бизнеса»), «корпоративная этика»? Этика - совокупность норм поведения. При этом речь идет преимущественно о поведении индивидуума, выполнении им определенных правил поведения.

В качестве критерия оценки этичности поведения американский экономист Д.Джоунс предлагает использовать понятия «благо» или «вред». «Этика, - пишет он, - это рациональное и творческое размышление о человеческом поведении и институциональных установлениях, которые ведут к благу или вреду для людей».

«Прикладная этика имеет целью предотвращение или, по крайней мере, локализацию вреда, будь он причинен поведением человека или действиями учреждения. Прикладная этика стремится также содействовать человеческому благосостоянию путем определения правильных средств и целей человеческих действий».

Понятие «прикладная этика» наиболее близко «деловой этике» (или «этике бизнеса»), изучающей все виды поведения, в связи с деятельностью предприятия. Термин «корпоративная этика» включает виды взаимодействия фирмы и общества.

Первое упоминание о роли этики в деловой жизни было сделаны давно. Древнегреческий философ Хилон еще в 560 году до нашей эры выразил мысль: «Купец больше склонен к потерям, чем к получению нечестного дохода». Дальнейший интерес к деловой этике стал развиваться в начале ХХ века. Первая волна публикаций о бизнес-этике появилась в США в 50-60-х годах. С 80-х годов аналогичные исследования стали проводиться в Западной Европе, например, в ФРГ. Восприятие одних и тех же понятий в разных странах имеет свою специфику. «Понятие «капитализм», - писал в начале 80-х годов немецкий экономист П. Козловски, - мы употребляем не так нейтрально, как американцы, а большей частью с негативным оттенком и редко связываем его с понятием «моральность». Перемены в мире, однако, постепенно меняли и европейскую позицию. «Дальнейшие события, а точнее революция 1989-1990 гг. в Европе изменили понятийное поле капитализма. Отпало негативное значение понятия «капитализм», которое раньше представлялось само собой разумеющимся».

Вопрос о том, в какой мере экономический эффект сопряжен с этическим поведением, оказался достаточно сложным, нередко противоречивым. Это предопределило возникновение различных подходов и мнений у экономистов. Некоторые считают, что этическая сторона бизнеса не имеет должного значения. Например, по словам М.Фридмана, «существует одна и только одна социальная роль бизнеса - заниматься деятельностью, направленной на увеличение его доходов».

Однако более широкий круг экономистов придерживается иной точки зрения. Вывод, который при этом делается, звучит емко: быть этичным в бизнесе - выгодно! Один из ведущих менеджеров ИБМ Д.Акерс высказывает следующую мысль о пользе этического поведения. Между двумя понятиями «этика» и «конкуренция» существует неразрывная связь. Человеческое общество реализуется через процесс конкурентного соперничества. Эта реализация перестанет существовать, если суть отношений в обществе будет сведена к взаимным ударам в спину, к разгульному воровству друг у друга. Здоровую конкуренцию в обществе обеспечивает его моральная основа. Конечно, это справедливо лишь в том случае, когда все структуры общества (или преобладающая их часть) придерживаются данных этических принципов.

Каким образом этика может стать параметром, гарантирующим выгоду в деловых отношениях? Эффект работы сопряжен с теми условиями, которые имеют место как внутри самой фирмы, так и за ее пределами. Окружающая фирму «внешняя среда» включает в себя несколько влияющих факторов. Американский экономист М.Мескон отмечает пять факторов прямого воздействия (потребители, конкуренты, поставщики ресурсов, профсоюзы, государство) и пять факторов, проявляющих косвенное влияние (состояние экономики, социо-культурные факторы, политические факторы, международные события и научно-технический прогресс). В рамках социокультурных факторов в качестве самостоятельного элемента целесообразно выделить этику.

Деятельность фирмы тем эффективнее, чем более удачно она адаптируется к требованиям внешней среды, лучше учитывает все ее многообразие. По словам американских экономистов Г.Штейнера и Д.Майнера, в прошлом руководители фирм концентрировали внимание на экономических и технических обстоятельствах. Однако в связи с изменением социальных ценностей, политических сил и юридической ответственности руководители расширили спектр требующих учета внешних воздействий.

Следует обратить внимание на модель поведения субъекта в условиях морального выбора. В графическом варианте модель представлена следующим образом (см. схему).

Две оси на графике показывают два противоположных (альтернативных) варианта поведения. Вертикальная ось обозначает цель, предусматривающую максимальный выигрыш для субъекта (что обозначается понятием «эгоизм»), горизонтальная ось демонстрирует реализацию выигрыша для всего социума (обозначаемого термином «альтруизм»). Кривая линия воплощает совокупность вариантов (условно обозначаемых в виде точек на линии), которая предлагается для альтернативного выбора менеджером фирмы. Именно он должен решать вопрос о том сочетании параметров, которое, по его мнению, может дать наибольшую выгоду. Модель ориентирует менеджера на следование золотому правилу: «поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой!»

Реальное нахождение решения осложняется тем, что менеджеру необходимо делать выбор, определяя оптимальную пропорцию между тремя составляющими: выигрыша для общества, выигрыша для фирмы и выигрыша для себя. Такой выбор, безусловно, далеко не простое дело.

В экономической литературе излагаются следующие принципы, ориентация на которые поможет менеджеру в принятии рационального решения:

1. Ставить интересы общества выше интересов фирмы.

2. Ставить интересы фирмы выше личных интересов менеджера.

3. Фирма должна представлять правдивую информацию для общества.

Безусловно, указанные принципы рекомендуют верную линию поведения, но не подсказывают конкретный вариант действий. Его должен определить сам менеджер.

Бизнес: причины интереса к деловой этике

Причины растущей значимости этической стороны для бизнеса разные. Можно выстроить такую иерархическую последовательность:

1. Наиболее побудительным фактором является усиливающаяся степень конкуренции, которая привела, в частности, к более мобильному перемещению профессиональных кадров от одной фирмы к другой. Это заставляет менеджеров все более активно создавать позитивный «внутренний имидж» компании. Повышается внимание к этике в ходе работы с персоналом фирмы. Желая сохранить ценных сотрудников, руководство стремится улучшать этический климат в своем коллективе.

2. На характер поведения фирмы влияет «внешний имидж». Стремление к «благопристойному внешнему облику» побуждает не только усиливающаяся конкуренция. Сказывается еще одна причина. Компании вынуждены реагировать на постоянно возрастающий интерес к ним со стороны общественных организаций и СМИ. Соперничая друг с другом в целях «паблисити» (т.е. усиления своей известности, популярности), такие организации развернули кампанию поисков ошибок в поведении крупных фирм. Все это побуждает предпринимателей находить более мягкие и осторожные формы своей экспансии, формируя тем самым свой благоприятный внешний образ.

3. Следующая причина - технологический прогресс. Он расширяет круг моральных проблем, связанных с появлением в обществе новых продуктов. В качестве примера укажем на те общественные споры, которые разгорелись по поводу развития генной технологии (в частности, клонирования) и интернета. Экспансия интернетовской технологии, например, обострила трудно решаемые вопросы о соблюдении авторских прав и сохранении конфиденциальности информации (что также относится к этическим проблемам общества).

4. На поведение фирм оказал влияние процесс глобализации экономики. Стремление к зарубежным рынкам требует в современных условиях учета особенностей менталитета и предпочтений других наций и социальных слоев. К примеру, выбор фирмой определенной цветовой гаммы при оформлении своих экспортных товаров. В странах Азии и Африки эстетическое и религиозное восприятие некоторых цветов происходит иначе, чем в Европе. Учет местных вкусов и традиций стал обязательным компонентом стратегии большинства международных компаний.

5. На этическое поведение фирмы оказывают влияние и религиозные установки общества. Научное обоснование взаимосвязи между развитием капиталистического общества и протестантизмом дал, как известно, немецкий социолог Макс Вебер в ряде своих произведений. Это направление религии исходит из установки: всевышний призывает человека быть скромным и максимально трудолюбивым. Выполнение этого завета должно приносить христианину чувство радости за исполнение возложенного на него долга.

Фирма: практика этического «самовоспитания»

Теперь рассмотрим сам процесс «этизации» (т.е. облагораживания) бизнеса. В странах с развитой рыночной системой он включает в себя два направления:

1) Составление и реализацию учебных, обучающих программ;

2) Подготовку своего рода правил поведения - так называемых этических кодексов.

Впервые обучающие программы развернули в США в 80-х годах прошлого столетия. Этим занимаются либо сами фирмы (в форме проведения специализированных семинаров), либо специальные учебные центры. В роли последних выступают университеты и школы бизнеса. Наибольшую известность приобрели учебные программы по бизнес-этике Гарвардского университета в США. Обучающие центры создают порой и сами фирмы, как, к примеру, это сделала в 1985 г. компания «Дженерал Дайнемикс».

Появление «этических кодексов» было инициировано в США группой 60 военных предприятий. Под давлением требований министерства обороны эти предприятия приняли решение о разработке и использовании определенных руководств по бизнес-этике. Оборонная корпорация «Юнайтед технолоджиз», например, выпустила свой кодекс на 24 языках. Многоязычие руководящего документа обусловливалось тем, что компания имела большую сеть филиалов по всему миру. Инициатива военных компаний распространилась в 80-х годах и на другие отрасли американской экономики.

Государство стимулирует создание этических кодексов. Судебной системе США были предоставлены полномочия снижать штрафы по отношению к тем фирмам, которые приняли этические кодексы и активно опираются на них. В случае же неприятия фирмой данного кодекса штрафные санкции со стороны государства могли возрастать.

Наиболее удачные варианты возникают в тех случаях, когда этические кодексы могут предоставить менеджерам и всем работникам помощь по следующим аспектам:

1. Ориентиры по поводу того, как вести себя по отношению к этическим дилеммам (т.е. сложным, многоаспектным проблемам).

2. Возможность получения информации о позиции фирмы в отношении той или иной этической неопределенности.

3. Поддержка для менеджера в осуществлении общего руководства организацией в рамках того направления, которое данная фирма считает этичным и правильным.

Сложные проблемы деловой этики

Разработка моральных кодексов оказалась нелегким делом. «Правила поведения» зачастую слишком расплывчаты. Порой видна попытка затронуть все возможные ситуации.

В ходе опыта сложилось убеждение, что лучший корпоративный кодекс - тот, который отражает уже действующие в компании нормы и правила поведения. Менее же удачный вариант содержит жесткие предписания руководства фирмы по вопросу о принципах поведения всех сотрудников.

Сама идея кодексов не всегда достигает намеченных целей. Одно из исследований показало, что фирмы, имеющие этические кодексы, чаще совершали нарушения общих правил по сравнению с теми, которые их не имели. Кодексы порой недостаточно эффективны, т.к. подготовлены формально, изложены лишь на бумаге.

Формирование корпоративной этики породило множество вопросов при решении практических задач. Трудно решать этическую проблему, связанную с положением высокопрофессионального работника, который «не вписывается» в коллектив. Сложным бывает положение того работника, который обоснованно выступает с критикой руководства.

Этические коллизии возникают также в тех случаях, когда фирма пытается вторгнуться в частную жизнь сотрудников. Например, одна из американских компаний в Юго-Восточной Азии увольняла тех работников, которые оказались инфицированы СПИДом. Объяснений при этом никаких не полагалось. Позже руководство компании размышляло о том, насколько этичным было ее поведение. Несколько компаний США просматривали электронную почту своих сотрудников, чтобы выявить компрометирующие их факты: нелояльность к руководству фирмы, пристрастие к наркотикам и т.д. Соответствует ли это представлениям о морали?

Этические проблемы создает и технологическая революция. В связи с тем, что именно бизнес создает новые технологии, перед ним встают вопросы о том, как их использовать. Возникает проблема защиты конфиденциальности частной жизни потребителей. Располагая, как никогда ранее, обширной информацией о вкусах потребителей, компании еще не выработали четкого мнения о том, какое использование данной информации является этичным или, наоборот, неэтичным.

Проблему различия между этическими стандартами разных наций родила глобализация экономики. Перед многими компаниями впервые возникла дилемма: следует ли принимать экологические стандарты развивающихся стран, если они существенно ниже норм, утвержденных в развитых странах? Помня ужасную катастрофу в Индии (взрыв на химическом предприятии фирмы «Юнион Карбид», унесший жизнь 8 тыс. человек), большинство ТНК приняли обязательный минимальный стандарт по аспектам влияния на здоровье, по технике безопасности и контролю за экологией.

Сложный этический аспект рождает и факт инвестирования компанией средств в экономику той страны, где не соблюдаются права человека. Этическую коллизию вызывает также проблема оплаты труда работников на филиалах крупной корпорации, расположенных в развивающихся странах. Возникает вопрос: должна ли (и в какой мере) фирма обеспечивать более высокую (по сравнению с традиционной для данной страны) ставку заработной платы работникам, занятым на иностранном филиале? Опыт крупных корпораций показывает: компании стремятся обеспечить своим занятым на филиалах несколько более высокую (по сравнению с национальными условиями) оплату труда. Компоненты этики могут различно пониматься в разных странах. Например, принятое в России представление о хорошо взаимодействующих партнерах может иначе восприниматься во Франции. То, что считается коррупцией в США, может легитимно проявляться на Тайване.

Свидетельством общей сложности проблемы деловой морали является и тот факт, что в деятельности крупных корпораций ведущих стран мира заметны не только успехи, но и периодические срывы в деловой этике. В качестве примера уместно назвать появившиеся летом 2002 г. сообщения СМИ о нелегальных крупномасштабных сделках ряда крупнейших американских корпораций. Нарушения правил бизнеса оказались столь мощными, что это привело к временному снижению общего курса акций на всех биржах США.

Российский бизнес: специфика формирования деловой этики

История деловой российской этики отражает разные, порой контрастные аспекты. Основы этого явления возникли в начале ХХ века. Деловая культура страны той поры представляла переплетение новых образцов поведения и старых стереотипов. Последние были обусловлены особенностями становления и развития российского этноса, государственности и православия. В целом историческое разнообразие культурных и религиозных обычаев (а также хозяйственных укладов) обусловило многовариантность типов деловых людей. Но в целом господствующее направление религии в России не ориентировало население к развитию предпринимательства. Православие нацелено в основном на признание человеком своей вины перед Богом, а не на стремление к активной деятельности. В России было заимствовано также характерное для ислама негативное отношение к ростовщичеству и богатству вообще.

Следует, однако, назвать и особый исторический факт. Раскол православной церкви оказался позитивным итогом для развития предпринимательства. Отделение старообрядческого направления церкви разделило предпринимателей на государственных, ищущих покровительства властей, и самостоятельных. Гонения на веру заставляли старообрядцев сплачиваться. Замкнутость хозяйственных отношений в их общинах побуждала к доверию, уважению к данному слову, взаимной выручке и поддержке. Старообрядческая среда, по сути, вырастила русский капитализм. Его яркими представителями были Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Третьяковы (текстильная промышленность), Бахрушины (кожевенное производство), Кокоревы (добыча соли), Абрикосовы (кондитерские изделия), Боткины (сахарное производство и госторговля), Мамонтовы (строительство железных дорог) и многие другие. Их деловая этика выражалась лейтмотивом одной из деловых газет начала XX века: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли».

Возникшая на рубеже XIX и XX веков потребность предпринимателей в самоорганизации привела к созданию различных союзов, ассоциаций, клубов деловых людей и попытке неформальной регламентации коммерческих отношений. Например, в 1912 г. российское деловое сообщество приняло свод правил, обозначенных как «Семь принципов ведения дел в России»:

Уважай власть.

Будь честен и правдив.

Уважай право частной собственности.

Люби и уважай человека.

Будь верен своему слову.

Живи по средствам.

Будь целеустремленным.

Использование этих принципов благотворно повлияло на формирование деловой культуры российских предпринимателей. Однако дальнейшие события многое изменили. Первая мировая война, октябрьский переворот и гражданская война прервали поступательное движение России. Привели к разрухе и развалу общества. Произошли не только такие события, как экспроприация собственности, уничтожение социального слоя предпринимателей, введение централизованно управляемой системы хозяйствования. Существенно деформировались и многие нравственные категории. Массовые беззакония много лет происходили во многих сферах жизни.

В середине 60-х годов ХХ века была предпринята попытка создания атмосферы деловой самостоятельности. Этические нормы несколько улучшились, но в основе экономических связей между людьми лежали не отношения независимых и самостоятельных субъектов рынка, а иерархическая структура подчиненности нижестоящих по отношению к вышестоящим.

Начало экономических реформ в 90-х годах создало новые варианты для развития этических параметров в экономике России. К сожалению, специфический период «первоначального накопления капитала», как показывает опыт многих стран, зачастую связан со значительными издержками в области моральных норм. Наличие этических промахов начального этапа реформ сопровождалось тем, что одновременно были отменены или перестали действовать многие правовые нормы, в том числе и бесспорные. Введение новых правовых регуляторов, соответствующих требованиям текущего времени, сильно запаздывало.

Хаотичные условия перехода к рынку явились источником «этического беспорядка» на первом этапе реформ. Наличие рэкета, систем взяток, подкупов, ориентация фирм на максимально быстрое получение доходов (без разработки стратегии на будущее) - все это характеризовало этап «въезда» экономики России в рыночную модель. Лишь во второй половине 90-х годов постепенно стали меняться ориентиры. Достижение страной более уравновешенного экономического состояния дало возможность фирмам постепенно строить планы на более отдаленное будущее. Соответственно этому появились и первые практические варианты взаимосвязи этики и бизнеса: отношения между фирмами стали более доверительными.

Интересно, что даже на первом этапе реформирования российской экономики обозначилось стремление создать свод этических правил. Так, в 1992 г. был принят Кодекс чести банкира. Позднее появилось много аналогичных документов: Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка (1994 г.), Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов (1994 г.), Хартия бизнеса России (1995 г.). Торгово-промышленная палата РФ инициировала в 1996 г. создание национальной программы «Российская деловая культура». Программа включала в себя и Кодекс предпринимательской этики, содержащий 12 принципов (сгруппированных по 4 ракурсам бизнеса): принципы личности; принципы профессионала; принципы гражданина России; принципы гражданина Земли.

С моральным кодексом строителя коммунизма россиянам не повезло.

Вторая попытка будет, по всей вероятности, удачнее!

О значимости этических кодексов свидетельствует результат социологического опроса. По данным Ассоциации менеджеров России, 93 процента руководителей крупнейших компаний России признают необходимость введения морального кодекса. Правда, 50 процентов менеджеров считают, что он должен иметь лишь рекомендательный характер. Другая форма распространения моральных норм - система обучения деловой этике - пока относительно мало используется в нашей стране.

Подводя итоги, можно отметить: в настоящее время в России стоит задача формирования современного экономического мышления. В частности, неизбежны новые установки, например понимание того, что долгосрочные деловые интересы каждого россиянина должны быть тесно увязаны с интересами других членов общества. Накопление опыта в условиях все более разворачивающейся конкурентной борьбы (в том числе на мировом рынке), общий подъем культуры населения - вот те основы, которые смогут обеспечить в будущем достойный уровень предпринимательской этики в России.

Вадим СОКОЛИНСКИЙ, доктор экономических наук, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ; Иван ФАРИЗОВ, доктор экономических наук, профессор Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова