Младописьменный народ Алтая в середине ХХ века, как и многие другие народы, прошел ликбез, вернулся с войны, поднимал хозяйство - находился в ожидании выплеска мирной энергии. И позитивная волна нашла выход, подарив целый ряд ученых, поэтов и писателей из числа алтайцев.
Тем не менее мне часто приходится сталкиваться с мнением, что советская власть дала образование, отмыла, нашла на свалке истории, а так бы никому и не нужны были алтайская литература, наука, искусство.
Мне, как представителю русского этноса, в чьих жилах течет алтайская и русская кровь, вдвойне обидно слышать подобные суждения. Разве от таких слов не отдает национализмом в самой традиционной - бытовой - форме! Вот тогда-то мне начинает казаться, что истоки межнациональных конфликтов в России надо искать именно в подобных сентенциях. Понятно, что люди не виноваты, наверное, такое мнение сложилось в их головах от дефицита знаний! А где получить эти знания, если в школе этому не научили?
Складывается впечатление, что многие живут по следующему принципу: зачем учить и понимать то, что не вписывается в европейскую научную систему? В этой связи мне часто вспоминается сказка «Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери описывает ситуацию с турецким астрономом, которого научное сообщество не воспринимало и не верило ему до тех пор, пока тот не сменил национальный костюм на европейскую одежду. По одежке встречают, но плохо, когда не провожают по уму, а зацикливаются на одежке. Так что же, была ли «жизнь» на просторах современной России до Рюрика?
На территории нашей страны основы государственности были заложены еще в 552 году, когда в горах Алтая образовалось мощное государство - Первый тюркский каганат, - впервые объединившее большие площади евразийского пространства. Коренные жители Алтая считаются носителями языка, доставшегося в наследие от древних тюрков, уже навсегда ушедших в историю, но оставивших многочисленные свидетельства своего существования.
Первые письменные памятники рунической письменности Горного Алтая датируются VI веком н. э. Алтайский язык получил графику на основе кириллицы в середине ХIХ века. После этого был переход на латиницу и снова возвращение к кириллице. Сегодня это второй государственный язык в Республике Алтай. На алтайском языке разговаривает около 70 тысяч человек. Алтайцы живут в Республике Алтай, Алтайском крае, Новосибирской области и Казахстане. Часть алтайцев, к сожалению, поименованных горными шорцами (после переписи 1959 года), проживает в Кемеровской области. Алтайский народ разговаривает на двух основных диалектах восточнохунской подгруппы тюркской группы алтайской семьи языков. В состав алтайцев входят несколько малых народов, чьи наречия сейчас выделяют в самостоятельные языки (кумандинцы, челканцы, тубалары, теленгиты).
Наука России, которая рождалась через переходы с рыбными обозами, является сейчас традиционно русской, хотя и строилась по «европейским чертежам». Европоориентированность считается эталонной нормой, чем-то незыблемым и единственно правильным. До сих пор мы оглядываемся на античные «лекала» как в литературе и лингвистике, так в математике и истории!
Создается впечатление, что не существовало византийского искусства и науки - всего того, что было унаследовано молодыми славянами Киевской Руси, а после и Москвой - Третьим Римом. Искусство и философия, представляющие собой синтез западного и восточного, - все это пришло в Москву из Второго Рима, все это так близко сути современного Российского государства.
Между тем существовала и древнетюркская литература, о которой ни слова не сказано в школьной программе. Литература VI-VIII веков н. э., когда народы тюркского каганата играли главную роль на территории евразийской степи, задолго до Чингисхана. Эта литература в той или иной степени является частью литературы всех тюркоязычных народов, но знают ли ее современные башкиры, татары, тувинцы, хакасы и алтайцы?
В алтайской мифологии присутствуют два основных божественных образа: бог Кудай и бог Эрлик; первый из них добрый, а второй, как водится, должен быть злым - наверное, сам собой напрашивается вывод, но это будет верно только отчасти. Безусловно, человеку, который привык делить мир на плохих и хороших, черных и белых, умных и глупых, это будет понятно. А в представлении некоторых народов тем не менее сущность мира не биполярна.
Эрлик не является воплощением абсолютного зла как такового. Кудай и Эрлик в мифологии алтайцев являются двумя братьями. Эрлик был старше и мудрее Кудая, он становится хозяином подземного мира не по своей воле, а в результате хитрости младшего брата. Вот как об этом рассказывает ученый-этнограф Нина Игнатьевна Шатинова.
Эрлик и Кудай заспорили о том, кому жить на небе, а кому под землей. Спорили они, а потом решили, что, перед кем из них вырастет Синий (небесный) цветок, тому и быть хозяином Кок Тенгри (голубого неба). Сели они на землю, закрыли глаза и стали ждать. Кудай боялся, что цветок вырастет около брата, поэтому приоткрывал глаза. Его опасения подтвердились: Синий цветок вырос около Эрлика. Решив пойти на хитрость, он вырвал цветок и пересадил его рядом с собой, но, побоявшись, что тот завянет, Кудай разбудил брата. Эрлик признал свое поражение. С тех пор Кудай стал властителем неба, а Эрлик хозяином подземного мира, но не хозяином зла! Созидательная энергия присутствует в них обоих.
Если бог Кудaй творит коня, то бог Эрлик, чтобы не отстать от него, создает верблюда. Кудай создает корову, а Эрлик овцебыка. Один из них создает равнины, а второй горы, между ними идет вечное соперничество. Благодаря этому соперничеству мир и существует таким, каковым мы его видим, где нет абсолютно правых и виноватых. Нельзя же сказать, что равнины лучше степей, а корова лучше овцебыка!
Человек в обычной своей жизни несет в себе как положительные, так и отрицательные качества, он не может быть всегда добрым или всегда злым, как его рисует классицизм. Замечу, в советской литературе также присутствовали образы либо положительных, либо отрицательных персонажей. Может быть, случайно, но именно представитель алтайских писателей - Василий Макарович Шукшин нарисовал такие образы, поступки которых трактовать однозначно никак нельзя. Часто его упрекали за отсутствие глянца в положительных героях: мол, не хватает им образцовости. Критики смело навешивали ярлык «плохой человек» на всех тех, кто был хоть сколько-нибудь маргинален и не шагал в ногу со всеми. Да, у Василия Макаровича нет гламура, потому что в последнем много фальшивого и очень мало настоящего. Нет у него и безысходности, нет никакого ощущения тяжести бытия, как у Платонова или Астафьева, потому что жизнь - это вечный спор Эрлика и Кудая!
Кроме Шукшина, который родился на Алтае и потому герои и проблематика его произведений не укладываются в рамки традиционной бинарной трактовки, есть еще и русские писатели-классики, на творчество и мировоззрение которых существенное влияние оказала восточная философия. В начале XX века в русской литературе появляется Антон Чехов, который открывает «новую драму». Русская классическая проза достигла своего апогея к концу ХIХ века. Золотой век, а вместе с ним и критический реализм, логически завершается Чеховым, после которого идет сложный период - рубеж веков. Кажется, что Антон Павлович попытался «поженить» в литературе традиции Востока и Запада. Проехавшись по России, добравшись до Дальнего Востока, европейский человек смог заново родиться для творчества, открыв в литературе новые горизонты. Уже в повести «Дом с мезонином», написанной после возвращения из поездки, мы находим тезисы восточной философии: нет абсолютно правых и нет абсолютно заблуждающихся.
Лев Николаевич Гумилев очень часто подчеркивал, что нельзя сравнивать народы в плоскости синхронии. Жизнь каждого этноса имеет начало и свое завершение. Сравнивая все народы относительно какого-то одного этноса и в какой-то определенный момент времени, можно выхватить выводы, ведущие к философии фашизма. Плохо, что до сих пор многими не признается тот факт, что нет неполноценных этносов. Народы появляются, взрослеют и умирают, нет ни одного этноса, который был бы вечным. А вот что можно сказать с уверенностью, так это то, что древние славяне и древние тюрки живы своими потомками.
Если эта публикация поможет кому-то из учителей понять мировоззрение алтайского народа, если кто-то решит, что алтайская мифология достойна того, чтобы о ней рассказать детям, - значит, для решения вопроса межкультурных коммуникаций был сделан еще один шаг вперед.

​Темир ТРОЯКОВ, методист-преподаватель Республиканского центра дополнительного образования детей, Республика Алтай