Признаюсь, что, идя на этот форум, опасалась, что это будет очередное предвыборное мероприятие, когда взрослые дяди накануне судьбоносного голосования начнут приманивать молодежь, раздавая обещания. Но все оказалось совсем не так. Отметив, что российское студенчество сегодня база для формирования необходимого нашей стране нового креативного класса при сохранении культурных особенностей и многовековых традиций российской высшей школы, председатель центрального совета сторонников «Единой России» Франц Клинцевич несколько раз повторил, что никакой политики тут нет, что речь пойдет только о проблемах студенческой молодежи, причем по инициативе самих студентов.
Исполняющий обязанности руководителя аппарата Комитета по образованию ГД РФ Павел Кондрашов позже рассказал мне, как удивились депутаты, когда к ним пришли солидные люди из Всероссийского студенческого союза и предложили свое сотрудничество. Молодые люди во главе с руководителем ВСС Антонием Швиндтом, уже имеющим опыт работы в структуре правительства Москвы, и в самом деле были вполне серьезными и солидными: у них были разработаны проект «Инфо-вуз» и программа работы со студентами, пусть немного неформальная, но очень толковая.
Всероссийский форум ребята провели нетрадиционно: в форме ток-шоу, в котором главными действующими лицами были студенты, а экспертами и консультантами - ректоры и представители науки. Эксперты и консультанты нужны были для того, чтобы тут же давать заключения по предложениям студентов. Таких предложений было много, ведь в начале форума председатель Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации Григорий Балыхин подчеркнул важность диалога со студентами: «Форум - это беспрецедентное событие в истории российского студенческого движения. Могу заявить это, поскольку всю свою сознательную жизнь работал в высшей школе. В прошлом году российский парламент принял 30 федеральных законов. На подходе несколько важнейших, напрямую затрагивающих всех здесь собравшихся. И я очень хочу, чтобы мы услышали от студентов все, что они думают о проекте закона «Об образовании в РФ», чтобы они высказали свои мнения и предложения». Антоний Швиндт в ответ на это тут же сказал, что ВСС обсуждает проект закона «Об образовании в РФ», считая, что это очень важный документ, что студенты не должны ждать, когда кто-то его примет, а внести свои предложения: «Мы заинтересованы в этом законе, мы должны, когда он выйдет, следить за тем, как он будет исполняться. Ведь не секрет, что одни пишут хорошие законы, а исполнять их другие почему-то не торопятся. Только тогда законы будут работать, когда общество само будет смотреть, как они действуют».
Дискуссия на форуме шла по нескольким тематическим блокам. Студенты один за другим подходили к микрофонам и весьма серьезно делали предложения по поводу того, как активизировать студенческое самоуправление, модернизировать учебный процесс, по-новому выстраивать отношения с преподавателями (некоторые студенты ходатайствовали перед власть имущими о повышении зарплаты их педагогам), организовывать практику и проектную деятельность, для которой нужны представители работодателей. Выяснилось, что студенты мало знают о конкурсах, о потребностях работодателей в инновационных разработках, о грантах, которые можно было бы получить.
Отдельный разговор сложился по поводу трудоустройства студентов во время учебы и после получения диплома. Стипендии нынче такие, что на них можно в лучшем случае несколько раз пообедать, а студентам, особенно тем, кто живет в общежитиях, не всегда могут помогать семьи. Традиционно студенты всегда подрабатывали: разгружали вагоны, трудились на хладокомбинатах, работали дворниками (об этом на одной из встреч со студентами красочно рассказывал Президент РФ Дмитрий Медведев, который, будучи студентом ЛГУ, подрабатывал дворником в одном из кинотеатров Ленинграда). Но раньше студенты могли работать и на кафедрах, и в лабораториях своих вузов, особенно эта практика была распространена в вузах технических, где будущие инженеры были лаборантами или техниками. Нынче вузы имеют мало договоров с работодателями, и у студентов былых возможностей потрудиться на полставки тоже практически не стало, вот и трудятся студенты в магазинах, в общепите, на рынках, что ничего общего не имеет с их будущей профессиональной деятельностью. Правда, есть законодательная возможность создавать малые предприятия при вузах, там-то студенты и могли бы применить свои знания, получить опыт научной и проектной работы, а то и бизнес-знания. Но закон о том, как отметил председатель Комитета ГД РФ по образованию Григорий Балыхин, принимали в спешке, а потому законодательные нормы не работают. Вскоре, видимо, депутаты будут вносить в этот закон дополнения и поправки. Кстати, Григорий Артемович сказал, что хорошо бы вернуться к рассмотрению практики кредитования, когда студент получал бы кредиты на образование и проживание, использовал эти средства в течение учебного времени, а отдавал кредит уже после окончания вуза.
Наиболее серьезные предложения студентам сделал вице-президент фонда «Сколково» Станислав Наумов, который сообщил о заинтересованности фонда в вовлечении студенческих сообществ в работу по запуску «Сколково»: «Мы рассчитываем, что в ходе осенней сессии Госдумы будут приняты все необходимые поправки для полноценного запуска уникального проекта. Хочу обратиться напрямую к лидерам студенчества: мы специально выделили гранты до 1,5 миллиарда рублей, которые не требуют софинансирования. Доведите эту информацию до технических и студенческих советов, чтобы они могли начать движение в «Сколковскую экосистему». С созданием Сколковского института в 2014 году мы будем идти в том заданном формате модернизации страны». Надо сказать, что Наумов постоянно записывал в свой блокнот предложения студентов, которые, видимо, ему показались интересными. Ему пообещали, что еще больше предложений в самое ближайшее время появится на интернет-форуме. В форуме приняли участие более 200 представителей студенческих организаций России, представлявшие более 100 ведущих вузов страны.
За этими сухими цифрами открывается новая глава в истории студенческого самоуправления, студенчества в целом. Можно сказать, что впервые за последние годы студенты говорили не только о своем материальном положении, не зацикливались на предъявлении претензий к государству, а больше вели разговор о возможностях профессионального становления еще во время нахождения на вузовской скамье. Это хорошо, но это стало возможным в рамках только одного студенческого объединения. К сожалению, на форуме не были представлены такие крупные студенческие объединения, как Студенческий координационный совет Общероссийского профсоюза образования, хотя некоторые студенческие профсоюзные лидеры и выступали. Однако студенческих объединений сегодня много, и в отличие от ВСС за многими стоят конкретные общественные или политические объединения, которые подталкивают молодежь не к профессиональному, а к иному диалогу, а иногда даже к протестным действиям. Поэтому нельзя не согласиться с представителями Министерства образования и науки РФ, которые призвали студентов к консолидации объединений и выстраиванию общих платформ, главным посылом которых станет модернизация образования, научная деятельность и реальное студенческое самоуправление в вузах. Впрочем, в планах ВСС это предусмотрено, весь вопрос в том, захотят ли объединяться с ним другие студенческие организации.