В целом «День преподавателя ОБЖ» в рамках Московского педагогического марафона прошел очень организованно и плодотворно. Те преподаватели, которые хотели получить нужные знания, информацию, думаю, получили их в полном объеме.

У нас в средней школе преподают много предметов, и когда ученик не успевает по физике, по математике, мы говорим, что он гуманитарий, что ему нужно предлагать обучение в профильных классах соответствующей направленности. Когда же ученик не успевает по предметам гуманитарного цикла, может быть, стоит ему предложить математический, физический или иной профильный класс. Но есть предмет, который должны освоить все, без исключения, школьники. Есть у них наклонности к этому или нет, знания по вопросам безопасности и жизнедеятельности должны преподаваться так, чтобы дети их усвоили в полном объеме. Это необходимо понять всем педагогам в школе, ПТУ, вузе, особенно в педагогическом вузе. Такое понимание я встретил на тех встречах, которые были у меня с военными.

Военные - люди особой профессии. Они первыми стали готовить школьников к службе в армии, придя в школы на должности преподавателей ОБЖ. Именно учитель ОБЖ прививает уважение к военной профессии. Мне приятно, когда директор кадетской школы докладывает: мы выпустили, скажем, 22 кадетов, и все поступили в военно-учебные заведения. Не достижение ли это педагогического коллектива? Да, несомненно, достижение.

Сегодня много грязи льют со страниц СМИ на военную систему, на армию, на систему военно-патриотического воспитания. Дело доходит до курьезов. Вдруг «Московский комсомолец» и «Труд» сообщили: Центр военно-патриотического и гражданского воспитания решил открыть «Пост №1» у Могилы Неизвестного солдата. А мы не принимали таких решений! Но журналисты так и не открыли свой источник информации. Их не смутило, что такая дезинформация мешает нашей работе.

В ходе Дня учителя ОБЖ мы обсудили весь пласт проблем, которые поднимают наши преподаватели, обучая и воспитывая детей. Это очень трудная работа огромной важности, которая по-настоящему, в должной степени не оценена. Я всегда подчеркиваю это, встречаясь с руководителями московского правительства и департамента образования. Считаю, что преподавание ОБЖ должно начинаться с детского сада, воспитатели дошкольных учреждений должны глубоко овладеть основами безопасности жизнедеятельности. Ведь человек должен чувствовать себя безопасно везде: в детском саду, в школе, в ПТУ и в вузе, в транспорте, на улице. И всему этому его нужно научить.

ОБЖ - очень важный предмет, и, когда говорят, что его нужно разделами включать в физику, химию, биологию и так далее, это вызывает у меня решительный протест. Считаю, что люди, предлагающие это, глубоко ошибаются. Если пока ОБЖ кое-где преподается не на должном уровне, значит, нам надо готовить специалистов, которые глубоко знают свое дело, предмет Основы безопасности жизнедеятельности. Думаю, тогда вопрос можно будет поставить иначе: интегрировать некоторые учебные вопросы из курсов физики, химии, биологии в курс ОБЖ.

Мне приятно, что наши учителя достойно, с успехом участвуют в конкурсе лучших педагогов ОБЖ Москвы. Думаю, если каждый учитель будет с высокой ответственностью относиться к своему делу, болеть душой за свой предмет, безусловно, дело будет улучшаться.

Немаловажно, что через ОБЖ в школах идет воспитание патриотов. Не хочу углубляться в политику, но не могу не сказать, что иракские события многих из нас насторожили. Каждый российский гражданин понимает: сегодня Ирак, завтра может быть Иран, а когда-нибудь США, может быть, захотят посягнуть и на наши богатства. Именно поэтому патриотов нашей Родины мы должны воспитывать в школах. И в этой работе преподаватели ОБЖ должны взаимодействовать со всеми преподавателями-предметниками, так как они делают общее дело.