Когда-то в школах был специальный предмет - «Экология». Потом он исчез по причине сильной перегруженности учеников. Лет десять назад на одной из конференций с участием московских учителей-биологов были представлены учебники по экологии. И затем эта дисциплина появилась в некоторых московских школах в качестве эксперимента. Прошли годы, но она так и не стала обязательной. А состояние нашей природы продолжает ухудшаться. И не только по причине отсутствия «Экологии» в школе как предмета. Как-то я спросила известного ученого, доктора географических наук, возглавлявшего кафедру на географическом факультете МГУ, Андрея Петровича Капицу: «Насколько бережно относятся ваши студенты к природе?» И получила ответ: «К сожалению, так же, как все, не берегут ее, загрязняют ее».
Значит, из школы и из вуза люди выходят экологически неграмотными. Большинству нашего населения все равно, что происходит с окружающей их средой обитания. Засоряют, портят лесные насаждения все: от мала до велика, люди любого возраста, любого образования. Скажем, ежедневно можно наблюдать такую картину: школьники швыряют в траву, на клумбы, асфальт бумажные обертки, банки, бутылки. А потом, уже будучи взрослыми, они так же бездумно, равнодушно начинают засорять наши реки, озера, леса более крупным и мелким мусором, а те, кто стал руководителем промышленного предприятия, - сбрасывать туда же отходы производства.
В чем причина такого изуверского отношения к природе? Причин, конечно, много, и они очень серьезны. Но чтобы воспитать у человека экологическое сознание, нужно начинать с малых лет, с детского сада. То, что он впитал в раннем возрасте, остается с ним навсегда.
Именно об этом говорили многие участники «круглого стола». Заместитель председателя той же комиссии Гоча Дзасохов заметил, что многое здесь могут сделать экологические движения детей и взрослых. Но тем не менее без помощи властей всех уровней не обойтись. Он считает:
«Нужно прежде всего достучаться до законодательных органов, потому что без внесения дополнения в Закон «Об образовании» о необходимости экологического воспитания в детских садах и школах проблему не решить».
Роли молодежных организаций в экологическом воспитании было посвящено выступление начальника отдела по воспитательной работе Московского университета природоустройства Алексея Балабаева. Конечно, и сегодня есть школы, где дети сажают деревья и кустарники, а не ломают их. К ним относится московская школа №1224. По мнению ее директора Инны Евграфовой, имеющиеся учебники по экологии давно устарели по содержанию, к тому же в них теория никак не связана с практикой. Они не содержат той информации, которая нужна сегодня.
В этой школе с успехом используются проекты. Главное в них - практическая деятельность школьников. В том числе экологические экспедиции, в которые входят задания по уборке мусора, проведение акций, олимпиад и конкурсов. Ребята сами создали движение «Неувядающий цвет». Участники его занимаются и крупными практическими делами. Им выделили большую территорию с красивым названием «Грачовник». Состояние его вызывало удручающее впечатление (захламленные бытовым мусором пруды, их берега). Это не испугало подростков. Они все вычистили, убрали. И теперь «Грачовник» - один из красивых природных уголков столицы. Пруды обрели свой естественный вид, вода в них теперь чистая, прозрачная. Каким-то образом об этом узнали утки и поселились здесь. Вслед за ними прилетели и грачи.
Есть в Москве один музей, имеющий непосредственное отношение к экологическому воспитанию детей. Это Российский музей леса, о работе которого рассказал его директор, доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный лесовод России Владимир Курамшин. Музей любят и школьники, и студенты, а на экскурсии записываются за месяц вперед. Там много информации о том, как нужно беречь лес, чтобы сохранить его потомкам. Но в выступлении Владимира Яковлевича звучала и тревога: к лесу многие по-прежнему относятся как интервенты, для которых не важно, что с ним будет завтра. По его словам, 90% всех возгораний в лесу происходит из-за безответственного отношения к нему людей. И только 1-2% - это поджоги. Выступившие с сожалением констатировали, что ни московский Департамент образования, ни Минобрнауки РФ не готовы поддержать общественность в необходимости совершенствования экологического образования и воспитания детей и подростков.
На «круглом столе» звучали разные предложения о том, как улучшить состояние окружающей среды и что для этого нужно делать. Инна Евграфова предложила провести конкурс «Экология России» среди школьников.
Президент Международного независимого эколого-политологического университета Станислав Степанов советовал устраивать уроки любования природой в детских садах и младших классах, как это делают японцы; тогда уничтожать прекрасное рука не поднимется.
В конце обсуждения состоялась презентация нового познавательного журнала «Экологическими тропами», который, судя по содержанию и оформлению, заинтересует школьников.