Для того чтобы получить все эти блага, Лилия и Регина прошли жесткий конкурсный отбор, состоявший из трех туров. Претендентам (заявки на грант подали 628 человек) необходимо было написать мотивационное письмо, пройти компьютерное тестирование на профпригодность и общую грамотность, а также собеседование с экспертами. Отобрано было 150 самых лучших. Победить девочкам помогла хорошая теоретическая и практическая подготовка, которую они получили в университете.
- Нас очень здорово мотивировали на работу все пять лет, - рассказывает Лилия, - постоянно убеждали в том, что нет профессии благороднее и нужнее, кроме того, с нами работали не только в плане овладения знаниями и методиками, в нас будили гражданскую активность. Мы, например, с третьего курса посещали студенческую школу актива, работали над созданием социальных проектов и участвовали в их реализации. С нами проводили тренинги, организовывали встречи с лучшими педагогами, скучать было совершенно некогда. Школа и педагогика по-настоящему увлекли только во время практики. Вообще-то, когда поступала, про преподавание всерьез не думала. Это Регина хотела пойти по маминым стопам, у нее мама учитель химии, завуч школы в Камских Полянах. Я же мечтала поступить в медицинский, но этот вуз нашей семье был не по карману, тогда пошла на биофак в ЕГПУ из-за того только, что поступить было проще. Но атмосфера любви педагогов к своей профессии, которой все здесь пропитано, меня увлекла. Перелом, помню, произошел уже на практике в летнем оздоровительном лагере. Я увидела, что мне интересно с детьми, что сама интересна детям, что они меня слушают и, значит, могу чем-то с ними поделиться. Это было открытием для меня самой. На практике в школе уже точно поняла, что пойду работать учителем. Помню, когда пришла впервые в свой класс, меня мои наставники «успокоили» - предупредили, что эти дети не слушаются никого, ничего на уроках не делают и очень сильно переживать по этому поводу не стоит: «Класс выравнивания, что с него взять». Но я подумала: «Неужели я с этим смирюсь? После этого себя уважать не буду» Стала искать выход. И нашла. Оставила после урока самого отвязного мальчика, от которого было больше всего шума, договорилась с ним (дети очень уважают договор, я это еще в лагере заметила, и всегда стараются его выполнять), и все - шум на уроке прекратился, дисциплина стала значительно лучше. А с тем мальчиком я подружилась. Купила ему тетради, сказала: «Пиши на уроке, а после, если не хочешь домой брать, отдавай мне». Сначала отдавал, а потом стал домой уносить, задание делать домашнее. Оказалось, что биология ему интересна, что он сообразительный. И вообще умных ребятишек в классе этом немало было. Я все размышляла, почему они у учителя ничего не делали, не слушали ее? Поняла, что, несмотря на опыт, учителя со стажем допускают серьезную ошибку - они сами отбивают у детей интерес к предмету, вешая на них ярлыки. Конечно, в этом классе было много детей из неблагополучных семей, они не очень приятные на вид, не очень воспитанные, таких любить трудно. Но можно не любить, а попытаться подружиться. Я поняла, что это очень важно сделать в самом начале - вызвать к себе доверие. А потом стараться ни в коем случае его не потерять.
Регина поддержала подругу:
- Я тоже заметила, что мне легко находить общий язык с детьми, как с маленькими, так и со старшеклассниками. Но старшие школьники вообще серьезнее становятся, они работают на аттестат, думают о поступлении. У нас в регионе химия считается профильным предметом, ее очень многие выбирают на ЕГЭ, поэтому к преподаванию мы относимся серьезно. Я, например, очень рада, что получаю полностью оборудованный кабинет с демонстрационной доской, это значительно расширит мои возможности.
Девочкам предстоит работа в одной школе. Во время распределения Фануза Гайфутдиновна Яковлева, директор школы №4 города Менделеевска, выделила Лилю и Регину среди всех выпускников биофака и пригласила работать сразу обеих (вакантными были как раз две ставки), решила, что вдвоем им будет легче привыкать к работе. Девушки снимают квартиру на двоих - это стоит
4 тысячи в месяц, но с учетом гранта эти деньги не представляются большими. Свободное время они собираются посвящать самообразованию и общению с молодыми учителями - участниками грантовой программы. На торжественном приеме в Казани, где победителям вручались сертификаты, глава Министерства образования и науки Республики Татарстан высказал пожелание, чтобы обладатели гранта «Наш новый учитель» объединились в ассоциацию, дружили, общались, регулярно встречались. «Важно, чтобы вы были вместе. Потому что мы возлагаем на вас очень большие надежды», - сказал он. Эти надежды молодые педагоги постараются оправдать.

Елабуга

Из досье «УГ»

Проект «Наш новый учитель» был разработан для привлечения в школы Татарии лучших выпускников-магистров ведущих, в том числе непедагогических, вузов, молодых аспирантов и кандидатов наук, имеющих способности к учительской профессии. Конкурсанты должны были соответствовать двум критериям: очень сильные показатели в учебе и тяга к работе с детьми. Конкурс проводился с апреля по июль 2011 года. В нем могли принять участие молодые люди в возрасте до 35 лет. В итоге средний возраст грантополучателей составил 22-23 года. Из них около
20 процентов - студенты непедагогических вузов. Они в течение первого рабочего года будут проходить переподготовку. Наряду с этой программой в Татарстане разработана и скоро будет реализована программа «Наш действующий учитель». В рамках этого конкурса уже отобрано более 3 тысяч из 36 тысяч педагогов, которые будут получать ежемесячную президентскую надбавку в размере от 6 до 8 тысяч рублей.