На ее обратной стороне мог бы быть указан список достопримечательностей, где наряду с Гатчинским дворцом - летней императорской резиденцией, кинотеатром «Победа», где проводится уникальный кинофестиваль «Литература и кино», безусловно, соседствовал бы Гатчинский педагогический колледж имени К.Д.Ушинского. Потому как в перечне городских славных дел он занимает не последнее место и, кроме того, является маркой в областной системе образования.
 Собственно, иначе, наверное, и не может быть, ведь возраст учебного заведения - 140 лет. О нем, как о человеке, можно сказать - ветеран педагогического образования. За почти полтора века колледж приобрел поистине огромный опыт в подготовке учителей.
Датой рождения учебного заведения можно считать 15 октября 1871 года, когда в «заштатном городе Гатчине, соединяющем в себе удобства деревенской и городской жизни» была открыта учительская семинария.
Преподавателями семинарии состояли только мужчины, в основном выпускники Санкт-Петербургского университета. При семинарии была открыта базовая школа. В 1911 году семинарии было присвоено имя императора Александра II, а в 1916 году построен свой дом на Большом проспекте.
Как отмечали инспекторы народных школ, семинаристы были хорошо подготовлены к работе в сельской школе, имели прочные знания по теории педагогики и дидактике, по русскому языку, математике и естественным наукам, а также имели навыки работы одновременно с тремя классами.
В 1920-х годах семинария была переименована в Гатчинский финский педтехникум, а в 1930-е годы сюда из Ленинграда перевели областной педагогический техникум им. Н.К.Крупской. В педтехникуме функционировало два отделения: школьное и дошкольное. Время тогда было трудное и для страны, и для техникума. Все страдали от холода в классах и общежитиях, занимались в пальто. Учащиеся педтехникума привлекались для занятий с неграмотной молодежью, для работы в детдомах. Примечательно, что при плохом питании и скудной материальной базе техникум обладал множеством музыкальных инструментов. Работали духовой, струнный оркестры и оркестр народных инструментов!
Великая Отечественная война прервала работу учебного заведения, однако уже в 1944 году, как только Гатчину освободили от фашистов, оно возобновило свою работу. К октябрю было набрано 209 учащихся. Учебно-наглядных пособий не хватало, поэтому учили материал с голоса преподавателя, а в свободное время студенты вместе с учителями разбирали завалы около здания.
 Все это лишь малая часть исторической повести о Гатчинском педколледже. Чтобы сохранить события в памяти потомков, в 1972 году в учебном заведении был открыт музей истории. Сегодня он расположен в основном корпусе колледжа и на его базе проводятся уроки мужества, встречи с учителями города и района, уроки педагогики, экскурсии для старшеклассников. Экспозиция рассказывает не только о датах становления учебного заведения, но и о людях, чьи судьбы вершили историю колледжа. Как заметила заместитель директора по научно-методической работе Людмила Дмитриевна Кузьмина, фрагмент из той или иной учительской жизни - непревзойденное нравственное пособие.  
И конечно, отдельной строкой в музейной книге рассказано о Константине Дмитриевиче Ушинском, чье имя присвоено педколледжу в 2001 году. Некоторое время Ушинский работал в Гатчинском сиротском институте.
Если бы Константин Дмитриевич увидел, что вышло из его «Проекта учительской семинарии», он бы, несомненно, пребывал в великом изумлении. И было отчего. Сегодня Гатчинский педколледж - это современный образовательный комплекс, имеющий в своей структуре базовую школу, где проходят практику учителя начальных классов, и обучающий более 400 человек по специальностям «преподавание в начальных классах», «дошкольное образование», «физическая культура», «иностранный язык», «прикладная информатика», «педагогика дополнительного образования».
Как рассказал методист, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии Николай Федорович Немченко, учебное заведение готовит педкадры для всей Ленинградской области, однако в последние несколько лет география стала расширяться. К примеру, в этом году в педколледже будут учиться ребята из Карелии, Калининградской, Свердловской, Ульяновской областей, а также из Эстонии. Собственно, удивляться нечего, ведь для студентов здесь созданы все условия. Современные учебные кабинеты, компьютерные классы, спортивный комплекс, лыжная база и т. д. Но даже не это главное. Как заметила Людмила Дмитриевна, ребят здесь заключают практически в материнские объятия. Особенно тех, кто пришел после окончания 9-го класса.
- Молодежь поступает к нам в 15 лет. Это еще дети, и действительно они нуждаются в опеке. С каждой группой тесно работает классный руководитель, который поможет советом, поддержит добрым словом и делом, разовьет духовно. Классный руководитель с ними и в горе, и в радости. Психологическое сопровождение - одна из лучших традиций колледжа.
- Все ли ребята, что поступают в колледж, мотивированы на работу учителем или воспитателем?
- Что скрывать, некоторые идут, потому что мама сказала, или дом рядом, или просто не хочется сдавать ЕГЭ. Но если даже они поступили по этим причинам, за 4-5 лет обучения мы видим невероятный духовный и физический рост. Люди так преображаются, что сами себе не верят. Мне кажется, «виной» тому особый эмоциональный фон. Между студентами и преподавателями почти родственные отношения. Не случайно ребята, которые приезжают из других регионов, по окончании остаются в области, а некоторые приходят работать в колледж. Удивительная статистика: из 80 преподавателей учебного заведения более половины его выпускники!
К слову, директор педколледжа, заслуженный учитель РФ Виктор Михайлович Паршиков, тоже выпускник 1968 года. Почти тридцать лет назад он стал руководителем учебного заведения, и с этого момента жизнь колледжа существенно изменилась. Начались строительство нового учебного корпуса на Рощинской улице, реконструкция здания базовой школы, возведение спортивного зала, оснащение его современным оборудованием. Сегодня в деятельности учебного заведения основополагающими являются практико- и личностно ориентированная направленность, творчество и исследовательский характер деятельности преподавателей и студентов, взаимодействие педагогических училищ и колледжей и их связь с вузами.
Исторический путь Гатчинского педколледжа долог и неподражаем, но, как считает Виктор Михайлович, главное предназначение этой дороги - ее многочисленные ответвления. Ведь большинство строк в летописи любого учебного заведения написано выпускниками. Рассказ об их судьбах, об успехах и достижениях включен в книгу, выпущенную к 135-летию колледжа. Это целая галерея портретов людей, подавляющее большинство из которых посвятили себя педагогической деятельности. Их воспоминания можно читать, как роман. И в каждом - признание в любви.

Гатчина, Ленинградская область