Радушными хозяевами были сенаторы: Валерий Федоров - первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству; Андрей Артюхов - заместитель председателя по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; Петр Волостригов - заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству. Вел встречу заместитель руководителя пресс-службы Совета Федерации РФ Владимир Мисюченко.

В программе гражданского образования, конечно, есть тема, где нужно рассказывать ребятам об устройстве российского парламента, она изложена и в учебниках, однако услышать подробный рассказ о статусе Совета Федерации, порядке формирования его, полномочиях, порядке работы самой палаты и его комитетов было интересно всем пришедшим на эту встречу.

Владимир Мисюченко рассказал о программе парламентского просвещения, основная цель которой - информировать население о деятельности Совета Федерации, способствовать популяризации идеи парламентаризма. Программа включает в себя экскурсии в Совете Федерации, день открытых дверей, день Совета Федерации в учебных заведениях, общественных организациях, дни комитетов, комиссий и сенаторов, «сенаторскую гостиную» и т.д.

Совет Федерации проводит многочисленные конкурсы, среди них конкурс исследовательских работ учащейся молодежи «Парламент в новом веке».

Петр Волостригов, представляющий в Совете Федерации Ханты-Мансийский национальный округ, нарисовал полную картину сенаторских будней и своих личных впечатлений от участия в законотворческой деятельности:

- Мы являемся представителями 89 субъектов Федерации, по 2 сенатора от каждого. Всего 178 человек. Мы имеем обязательства перед своими органами региональной власти. Иногда говорят, что Совет Федерации - это палата регионов, которые сильно отличаются друг от друга по своим климатическим условиям, экономическому развитию. И эти отличия сказываются при обсуждении законопроектов. Если закон не проходит, создаются согласительные комиссии.

Стиль работы верхней палаты вполне демократичный. Все члены ее равноправны между собой. Любой комитет и любая комиссия может взять себе на рассмотрение любой закон, который приходит из Государственной Думы. Закон о бюджете рассматривается в основном в Комитете по бюджету, по избирательному праву - в Комитете по конституционному законодательству. Все отрасли права, все отрасли экономики имеют комитет или комиссию.

Работа Совета Федерации заметно улучшилась с тех пор, как он стал работать на постоянной основе. Раньше представители законодательной власти регионов и губернаторы приезжали на один-два дня, чтобы поучаствовать в законотворческой деятельности.

Теперь мы работаем на постоянной основе, имеем возможность участвовать и в деятельности Госдумы начиная с первого чтения проекта закона. Можем рассмотреть будущий закон до того, как он прошел первое чтение, и дать свои заключения. Имеем возможность заранее составить себе представление о том, какие законопроекты будут обсуждать в Госдуме. Это позволяет не допустить негативных последствий от какого-то закона для того или иного региона или, наоборот, оказать поддержку тем законам, которые помогут развитию региона.

Каждый сенатор имеет право участвовать в заседании комиссий и комитетов Государственной Думы, выступать на заседаниях Госдумы и высказывать свою точку зрения.

После первого чтения документ рассылается в 89 субъектов Федерации.

Правом законодательной инициативы обладают: президент, правительство, Совет Федерации, Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд. Наши сенаторы в истинном смысле этого слова являются законотворцами. Хочу обратить внимание, что Совет Федерации в отличие от Государственной Думы является самостоятельным субъектом законодательной инициативы. Таким образом, у членов Совета Федерации есть возможность разработать законопроект и направить его в Госдуму. Есть более эффективный вариант, когда законодательная инициатива выносится на пленарное заседание Совета Федерации и наша палата принимает решение. У нас много таких законодательных инициатив, хотя это непростая процедура, каждая рассматривается более тщательно, критично и взвешенно. Случается нередко, когда присланный из Госдумы законопроект отклоняется и возвращается обратно в нижнюю палату. В таком случае возможны два варианта. Первый, когда отклоняется без создания согласительной комиссии, второй - когда мы обращаемся в Госдуму с предложением ее создать на паритетных основах: по десять представителей с каждой стороны. Комиссия собирается, чтобы доработать или изменить текст законопроекта. Принимается решение, которое устраивает и Совет Федерации, и Государственную Думу. У нас проходят дискуссии и споры, которые помогают сделать закон лучше. Приходится тормозить те законы, которые депутаты Госдумы принимают в популистских целях, особенно накануне выборов. Реализовать такие законы невозможно, потому что нет финансового обеспечения, поэтому нам приходится принимать непопулярные решения.

О конкретных примерах законодательной инициативы рассказал Андрей Артюхов. Год назад с подачи Комитета по образованию была повышена надбавка к зарплате кандидатов наук - преподавателей вузов. «Наш комитет подготовил и передал в правительство и Госдуму законопроект о стимулировании победителей региональных предметных олимпиад, чтобы они могли поступать в местные вузы без экзаменов. В прежнем правительстве его одобрили, Госдума тоже согласна поддержать, но почему-то поступило отрицательное мнение Администрации Президента. Она в этом усматривает неравноправное положение выпускников школ при поступлении в вузы. Мы собираемся с ними встречаться, чтобы сблизить наши позиции. Такое преимущественное право пока имеют победители всероссийских олимпиад и члены сборной команды международных.

У этого комитета тесное взаимодействие с Министерством образования, члены комитета бывают на его коллегиях. На каждый законопроект необходимо согласие правительства, если сенаторы его не получают, то судьба становится проблематичной. И, конечно, для его исполнения должно быть финансовое обеспечение.

Комитет по образованию работает еще над одним законопроектом: члены его намерены повысить зарплату преподавателям техникумов и вузов, имеющим ученую степень кандидата наук. Думают в этом комитете и о повышении заработной платы школьным учителям. Один из вариантов этого проекта закона предполагает повысить зарплату учительству с 1 октября этого года на 50 процентов. Цена вопроса - более 7 млрд. рублей.

Комитет в свою очередь приглашает на свои заседания министров образования и культуры.

Какими еще проблемами сегодня в первую очередь занимаются члены этого комитета? Компьютеризацией сельских школ. Повышением качества образования, введением единого государственного экзамена. А также государственным кредитованием вузов, которых в стране за последние годы возникло огромное количество. Они дают массу модных специальностей, но не тех, которые необходимы в данный момент государству. Им, вузам, платят большие деньги. А они выдают халтуру. Речь идет о законопроекте по государственному распределению специалистов. Те, кто хочет учиться, но не прошел на бюджетное место, могут взять кредит на обучение, но потом его отработать в течение трех лет. Этим самым будет сделана попытка обеспечить кадрами школы, больницы, куда выпускники вузов не идут.

Валерий Федоров представляет в Совете Федерации исполнительную власть Вологодской области. До этого работал заместителем министра внутренних дел. За два года, что он здесь работает, через этот комитет прошли законы о выборах президента, о выборах депутатов, о гражданстве, о положении иностранных граждан. Валерий Иванович еще раз подчеркнул, что Совет Федерации - это палата регионов, которая является своеобразным фильтром тех законов, которые выходят из Госдумы. Прежде чем голосовать за закон, члены Совета Федерации встречаются со своим губернатором, советуются, как лучше отразить интересы региона и страны в целом. В верхней палате есть совет законодателей, в который входят все руководители законодательных органов РФ.

Комитет по конституционному законодательству одним из первых взялся за проведение мониторинга принятых законов. До этого закон принимали и забывали. Но ведь пока закон пишется и обсуждается, все кажется гладким и продуманным, а только на практике выявляются недостатки. Теперь через полгода с начала действия закона проводится социальный срез.

Сенаторы встречаются с практиками, интересуются, как живет закон, что выяснилось в процессе его работы. И тогда, получив данные, сенаторы их обсуждают и принимают поправки. Теперь всем стало ясно, что без мониторинга вести законотворческую деятельность нельзя.

Гости задали сенаторам много вопросов, в том числе и довольно острых. И не только по зарплате, что вполне является закономерным, потому что перед учителями сидели живые законодатели, но и о том, что тоже волнует учителей, именно когда гражданское образование будет признано руководителями разного уровня необходимым и важным звеном в системе образования и воспитания, ибо без него немыслимо становление правового государства и развитие гражданского общества. Были вопросы и о дальнейшем реформировании школы.

Петра Волостригова спросили о том, как он относится к процессу объединения субъектов Федерации. Он ответил, что относится положительно, подчеркнув, что к объединению национальных территорий нужно подходить очень осторожно.

Валерий Федоров отвечал на вопрос: нужна ли России национальная идея? Сенатор видит ее в стремлении всех к благосостоянию, как собственному, так и страны в целом, и тогда мы будем уважаемыми в мире.

О проблемах гражданского образования, которое за 10-12 лет, несмотря на равнодушие или даже неприятие сверху, достигло определенного развития и продолжает развиваться, гости говорили с болью и надеждой, что сенаторы этому направлению школьного обучения уделят особое внимание. Наиболее полно, с наибольшей взволнованностью, но и наибольшим оптимизмом говорил о проблеме гражданского образования доктор исторических наук Игорь Следзевский. Это выступление прозвучало как некая программа по дальнейшему развитию гражданского образования на будущее. В нем был призыв придать этому предмету и учителю, который его ведет, особый, определяющий статус в школьной жизни:

- Очевидно общегосударственное значение граждановедения. Это важнейший предмет в системе образования, благодаря которому учащиеся впервые знакомятся с основами государства и права, и в том числе с основами парламентаризма. Изучая различные разделы дисциплины, учащиеся начинают понимать, что собой представляет Россия как политически единое целое. Очевидна роль граждановедения как школы гражданина. Оно выступает как массовая лаборатория социальной практики учащихся.

Я хочу остановиться на тех проблемах, которые хорошо понятны учителям граждановедения и которые теряются из виду на уровне ведомственной политики, - это необходимость превращения учителя граждановедения в центральную фигуру, в центральный персонаж социальных перемен, которые происходят в нашем обществе, превращающий школу в важнейший институт социализации молодежи не на уровне слов, а на уровне дела, на уровне педагогических практик, которые применяет современное граждановедение.

Все это делается без особого финансирования, главным образом на основе энтузиазма преподавателей и деятелей гражданского образования в различных регионах России. Надо сказать, что узковедомственный, дисциплинарный подход к гражданскому образованию не только недостаточен, но и опасен.

В эпоху перемен гражданское образование как важнейший, но ограниченный участок на всем образовательном поле представляет собой единственное направление, где дети ведают общество, очертания которого еще не определились. Но это общество нужно не просто ведать, в нем надо квалифицированно, грамотно, талантливо жить. Именно на уроках граждановедческих дисциплин идет подготовка к тем непривычным ситуациям, которые ожидают любого человека, а тем более молодого, который только вступает в самостоятельную жизнь.

Опыт нашей страны, да и не только нашей, свидетельствует о том, что наиболее радикальный и позитивный образ жизни широких масс населения менялся наиболее быстро и успешно и государство наиболее успешно проводило свою политику, когда главным социальным деятелем становился простой учитель. Освоение новых социальных ситуаций напрямую сопряжено с образованием как особым фактором социального престижа.

Цель гражданского образования - это прежде всего повышение личной ответственности граждан за собственное благополучие и благополучие общества, развитие у учащихся самостоятельности и способности самоорганизации, умение отстаивать свои права. Формирование высокого уровня правовой культуры, готовности к сотрудничеству, умение вести диалог с оппонентом, толерантное отношение к другим людям, умение достигать компромиссов при решении конкретных житейских и социальных вопросов. Надо сказать, что все эти качества имеют большое значение для всего нашего общества.

Сегодня на уроках граждановедения произошел переход от словесной формы изучения проблем к поисковой деятельности, работе над проектами, к игровой деятельности. Переход от изучения, кто такой настоящий гражданин, к изучению на практике того, что может и должен делать настоящий гражданин. С точки зрения передового опыта практика гражданского образования в нашей школе сегодня вряд ли уступает американскому. Итак, произошел переход от абстрактно-теоретического изучения обществоведческих дисциплин к моделированию различного рода житейских социальных ситуаций. В школах успешно моделируются элементы гражданской жизни. Соотносятся ситуации школьной жизни с базовыми ценностями демократии. Это очень важное направление гражданского образования, которое мотивирует сознательное отношение ребенка к общественной жизни.

Гражданское образование развивается в основном снизу. Теперь настал момент, когда необходим ответственный шаг со стороны Министерства образования РФ и местных органов образования. Ведь пока гражданское образование продолжает оставаться на уровне эксперимента, но не может же так продолжаться вечно. Оно должно стать неким стержнем развития всего российского образования.

Гражданское образование не включено в региональной компонент многих территорий. Не выработаны подходы к определению качества его. Социально-проектная деятельность не носит широкого системного характера, а значит, и не способствует социальному партнерству школ и власти. Отсутствует консенсус среди самих преподавателей граждановедения.

Гражданское образование, его дальнейшее развитие - это задача государства, это общегосударственное дело. А школа - это основной институт, который действительно может поднять роль учителя в жизни нашего общества. С этой точки зрения требуется проведение целого ряда мероприятий общегосударственного масштаба, которые подняли бы роль и значение гражданского образования и позволили бы в полной мере реализовать его обучающий, воспитательный и практический потенциал. Необходимо принять целевую федеральную программу по развитию гражданского образования, значение которого должно быть поднято на уровень государственной политики. Требуется проведение общероссийского совещания преподавателей граждановедения и обществоведения под эгидой руководства Российской Федерации, которое выработало бы общий взгляд на развитие и перспективы развития гражданского образования и подняло бы его социально-политическое значение. Требуется создание некоего экспертно-консультативного центра, который объединил бы лучшие силы нашей страны.

Эти же мысли высказали Евгений Вяземский, заведующий лабораторией граждановедения НИИ развития образования, и Игорь Синельников, ведущий научный сотрудник этой лаборатории:

- Пора государству обратить внимание на проблемы гражданского образования. Мы пришли на эту встречу в Совет Федерации, чтобы он помог создать концепцию гражданского образования. В школе пока нет системы гражданского образования, в регионах часто руководители не заинтересованы во введении граждановедения. Они просили сенаторов поработать с регионами, убедить региональных руководителей в том, что нам нужны сознательные, законопослушные граждане. Чтобы воспитывать граждан, ввести только сам предмет недостаточно, необходимо, чтобы вся школа стала правовым пространством, чтобы школа стала маленьким гуманным, правовым государством, которое всем своим строем воспитывало бы истинного гражданина, патриота страны, хозяина собственной жизни.

Так должно быть. А пока этого нет, наши педагоги, ученые-обществоведы сделали многое самостоятельно, по существу, без поддержки со стороны как исполнительной, так и законодательной власти, теперь они надеются, что их услышали и помогут.