Статфакт

Сегодня работа по переподготовке педагогических кадров ведется в 41 центре интернет-образования. К концу 2004 года количество интернет-центров достигнет 46. Главная задача - до 2006 года открыть центры интернет-образования в 50 регионах страны.

С марта 2000 года по сегодняшний день в ФИО прошли обучение 102 тысячи работников среднего образования. По плану ФИО к 2007 году проект «Поколение.ru» охватит свыше четверти миллиона работников среднего образования.

Средний возраст учителей, обучающихся в центрах ФИО, - 35-45 лет.

48% из них - учителя-предметники, учителей информатики меньше - всего 25%. 18% выпускников - директора и заместители директоров школ, 9% - работники органов управления образованием.

Учителя сельских школ составляют 30% от числа выпускников.

Юбилейная команда собралась в Московском центре ФИО 19 мая. В конференц-зале участников акции поздравили представители Федерации и гости. Ответственный секретарь ФИО в своем выступлении рассказал о том, чего достигла Федерация за четыре года и каковы перспективы ее развития.

Сергей Монахов отметил положительную динамику в привлечении коммерческих структур к некоммерческому проекту. В начале реализации проект «Поколение.ru» финансировался исключительно за счет средств нефтяной компании ЮКОС. В 2002 году к финансированию подключились региональные бюджеты. Это подтверждает важность проекта и его социальную значимость. В 2003-2004 году помимо 10 миллионов долларов компании ЮКОС и 3 миллионов, затраченных из региональных бюджетов, к финансированию проекта привлечены 0,4 миллиона долларов из других компаний. Этот факт позволяет заключить, что за годы своей работы Федерация немало сделала на пути реализации своего основного принципа - принципа взаимодействия власти, общественности и бизнеса.

Поздравляя руководителей Федерации, Исаак Калина, руководитель Департамента развития образования и науки, признался, что его все время тянет говорить о столетии ФИО, так много сделано за эти годы. Главная благодарность, которая может быть высказана в адрес ФИО, по мнению Исаака Иосифовича, - это благодарность от лица миллиона учеников российских школ, которые благодаря Федерации получили 100 тысяч новых учителей. Именно таких учителей, какие нужны сегодня детям. Поясняя свою мысль, Исаак Иосифович отметил, что ФИО не только понимает смысл обновления технологий обучения, но и реализует их в работе.

Обращаясь к юбилейной команде выпускников, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, отметил, что благодаря использованию ИКТ-технологий разрывается замкнутая корпоративность учительской профессии, она становится более открытой, признанной общественностью.

В своем поздравлении Владимир Васильев, ректор Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета), уделил внимание истории возникновения ФИО. Владимир Николаевич рассказал, что в 2000 году, когда проект начинался, он выражал сомнения в том, что столь грандиозные планы будут реализованы. Теперь же вовсе не сомневается, что Федерацией будет достигнуто и то количество выпускников, которое запланировано к 2006 году.

Ректор технического университета обратил внимание руководителей проекта на необходимость проанализировать, почему он оказался столь успешным. Это действительно необходимо сделать, чтобы в дальнейшем использовать полученные данные для реализации других проектов и программ в сфере ИКТ.

После этого всех участников юбилейной команды поздравили лично и вручили диплом стотысячного выпускника. Кроме того, каждого из представителей региональных центров приняли в клуб выпускников ФИО. В знак этого всем учителям вручили форму с символикой ФИО, а в качестве подарка - книгу председателя Координационного совета ФИО, летчика-космонавта Виктора Савиных «Вятка - Байконур - Космос» с автографом дважды Героя СССР.

В рамках трехдневного пребывания гостей в Московском центре ФИО наряду с обширной культурной программой был проведен ряд рабочих мероприятий. В первый же день состоялся «круглый стол», на котором обсуждалось влияние интернет-образования на профессиональную деятельность учителя.

Вопросы для обсуждения предложил ведущий дискуссии - директор интернет-программ ФИО Семен Мушер. Он попросил участников рассказать, что нового внесла Федерация в их мировоззрение, как слушатели собираются использовать полученные знания на уроках, во внеклассной работе, в жизни, появились ли в регионах последователи ФИО - организации, которые по собственной инициативе и на собственные деньги начали переподготовку учителей.

В своих высказываниях директор интернет-программ попросил также давать обратную связь Федерации. Действительно, проект достигает той точки развития, когда можно будет говорить о его реализации, поэтому ФИО так важно услышать мнения о своей работе от выпускников. А мнение выпускников-стотысячников особенно ценно, ведь это лучшие представители образовательного сообщества: победители областных конкурсов учителей, участники интернет-фестивалей, преподаватели, создавшие собственные электронные образовательные ресурсы.

Многие из представителей учителей юбилейного потока отмечали, что за время обучения в центре невозможно научиться «на отлично» работать со всеми необходимыми программами. Высказывались пожелания о повторных курсах, мастер-классах. Так что своеобразным подарком стали мастер-классы по использованию интернет-технологий в образовании, которые провели лучшие преподаватели Московского центра ФИО.

Ирина САЖИНА, учитель китайского языка многопрофильной языковой гимназии №4, город Чита, руководитель детского интернет-клуба «Навигатор»:

- В качестве выпускного проекта в ФИО мы подготовили проект летнего интернет-лагеря, который был поддержан областным и городским бюджетами и состоялся прошлым летом. Мы показывали ребятам образовательную сторону интернета, делали презентации и сайты, говорили об информационной культуре. Осенью ребята заявили о своем желании общаться дальше. И по воскресеньям мы стали собирать детский интернет-клуб. Наша работа поддерживается городом. Мы планируем провести такой же лагерь и в этом году.

А в нашей области Красный Чикой (800 км от Читы) учителя так загорелись новыми идеями, что решили при поддержке области создать для своей «глубинки» интернет-центр. В сельских школах этой области плохо с книгами, аудио- и видеопособиями, и интернет для них стал выходом из многих сложных ситуаций, связанных с поддержкой качества обучения.

Ольга МАТВЕЕНКО, учитель английского языка гимназии №79 города Барнаула:

- У нас группы слушателей формируются по предметам. Выпускные работы по окончанию курсов делаются нашими учителями не для того, что «это надо сделать», а для своей дальнейшей работы, для развития своих творческих планов. Их можно посмотреть на сайте нашего регионального центра.

Если нет возможности подойти к компьютеру в школе или дома, то смысла в обучении нет: знания быстро тают. В нашем центре дают возможность приходить и заниматься после работы. Учителя английского языка, например, собираются по вторникам.

Антонина МУНКУЕВА, директор лингвистической гимназии №3, Улан-Удэ.

- Во многих школах нашей республики есть и компьютеры, и проекторы, и программное обеспечение, но они лежат мертвым грузом. Поэтому мы, выпускники ФИО, проводим выездные семинары, во время которых на месте демонстрируем новые возможности проведения занятий. Сейчас мы создаем два проекта: ресурс по нашему бурятскому эпосу и электронный учебник по Байкаловедению.

Светлана МИХАЛЕВА, учитель информатики и математики МОУ СОШ №134 «Дарование» г. Волгограда, руководитель районного методического объединения учителей информатики:

- Курсы перевернули мою жизнь на 180 градусов. Я стала применять информационные технологии и в преподавании информатики, и в преподавании математики.

Ольга ГОТЬЕ, учитель французского языка, учитель начальных классов, МОУ СОШ «Эврика-Развитие», Ростов-на-Дону:

- В Ростовском центре прошло обучение более 4 000 человек. И если мода - это стремление идти в ногу со временем, то на сегодня это модная инновация в школе. Моя школа - это 200 человек учеников и 47 учителей. Желание учиться - огромно. В качестве своей задачи мы видим использование высокой мотивированности детей в применении ИКТ для достижения качественно более высокого уровня обучения.

В Ростовском центре существуют разные программы. Есть программа для учителя-предметника, но я училась в группе учителей года, где были представлены разные предметы. Мне было очень интересно посмотреть работы коллег, их интерпретации, так как я считаю, что чем уже профессиональная направленность учебного коллектива, тем уже потом спектр применения полученных знаний в работе. В разнопредметной группе интернет «играет» более многогранно.

Для меня как учителя иностранного языка очень важно, что интернет дает возможность общаться с носителями языка. Это очень полезно для детей - неформальное общение со сверстниками из страны изучаемого языка.