Пенсия

- В пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утверждены постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781) (далее - Правила), установлено, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений и учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Вы работали в должности воспитателя, а не учителя, поэтому к вам нельзя применить вышеназванный пункт.
В соответствии с пунктом 4 Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы засчитываются в специальный стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким образом, отказ пенсионных органов засчитать в стаж для досрочной педагогической пенсии время работы после 1 сентября 2000 года в вашем случае правомерен.

Образовательный процесс

- Имеет ли право ученик, обучающийся по надомной системе, посещать общеобразовательную школу для индивидуального обучения?

- В существующей нормативной базе нет ограничений или уж тем более прямых запретов на посещение образовательного учреждения при надомной форме обучения.
Присутствие учащихся в образовательном учреждении в соответствии с определенными формами обучения регулируется локальными актами. Например, в школе может быть разработано положение о надомном обучении учащихся.
Обучающийся по надомной либо семейной форме обучения имеет право в рамках договора с образовательным учреждением посещать консультации, пользоваться библиотекой, присутствовать на воспитательных мероприятиях.
Обращаем внимание, что в соответствии со ст.5 Закона РФ «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Особенности надомного обучения регулируются письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1987 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
Письмом Минобразования РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6 направлены Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения. В частности, в письме особенно подчеркнуто, что обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. С целью преодоления этих явлений органы управления образованием некоторых субъектов Российской Федерации пошли на создание экспериментальной модели образовательного учреждения - школы надомного обучения.

Трудовые отношения

- Я работаю педагогом-психологом в школе, выполняю также учебную нагрузку 12 часов учителя биологии. Какая работа в моем случае считается совместительством? Какова должна быть продолжительность рабочей недели?

- Основной в вашем случае будет являться работа в той должности, которая определена в трудовом договоре. Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г.
№ 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» устанавливает, что для педагогических работников не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой.
Следовательно, педагог-психолог может вести часы учебных занятий в этом же образовательном учреждении.
Продолжительность рабочего времени педагога-психолога образовательных учреждений установлена приказом Минобрнауки от 24.12.2010 г. № 2075 и составляет 36 часов в неделю.
Этим приказом для педагога-психолога не определено каких-либо особенностей по исполнению тех или иных видов работы в пределах его должностных обязанностей. Каждое образовательное учреждение с учетом специфики его деятельности в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени (т. е. 36 часов в неделю) вправе самостоятельно определить режим выполнения возложенных на него обязанностей, в том числе продолжительность работы непосредственно с обучающимися, воспитанниками.
Рабочим временем работника является время, в течение которого он в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности (ст.91 ТК РФ).
Правила внутреннего трудового распорядка, в которых определяется режим рабочего времени работников учреждения, утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников учреждения (ст.190 ТК РФ).
Пунктом 8.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. № 69) установлено, что режим рабочего времени педагога-психолога в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом: выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени; подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
Учитывая изложенное, правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения определяется режим рабочего времени педагога-психолога в школе.

Отпуск

- Работаю в школе учителем. В настоящее время нахожусь в положении. Слышала, что перед отпуском по беременности и родам можно взять ежегодный оплачиваемый отпуск. Имею ли я право взять такой отпуск во время учебного года?

- Статья 122 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.
Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя.
До истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен, в частности, женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него.
Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами порядке.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов (ст.255 ТК РФ).
В статье 260 ТК РФ зафиксировано, что перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.
Таким образом, действующее законодательство не только не предусматривает запрета, но и, наоборот, предоставляет право беременным женщинам воспользоваться ежегодным оплачиваемым отпуском в любое удобное для нее время: или до отпуска по беременности и родам, или после. Период учебного процесса в данном случае не может являться останавливающим фактором.

Родители и школа

- Имеют ли право родители ученика присутствовать на уроке? Если да, то обязаны ли они заранее предупреждать о своем намерении?

- Посещение уроков учителя относится к внутришкольному контролю. Для посещений уроков составляется график, который доводится до сведения учителей.
Таким образом, посещение урока учителя родителями возможно по согласованию с руководителем школы и с внесением такой формы контроля в соответствующий график. Однако в любом случае такая форма контроля возможна только лишь при условии предупреждения учителя.
Руководитель школы должен придерживаться принципов педагогической этики и международных стандартов статуса учителя. Согласно п. 67 Рекомендаций о положении учителей (принята Специальной межправительственной конференцией о статусе учителей (Париж, 5 октября 1966 г.) учитель должен быть огражден от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.
В п.63 документа указано, что любая система инспекции и контроля должна быть организована таким образом, чтобы поощрять учителей и помогать им в выполнении их профессиональных задач, и не должна ограничивать свободу, инициативу и ответственность учителей.
Согласно п.85 документа учитель является ценным специалистом, организация его труда и помощи ему должна исключить нерациональное использование его сил и времени.

- Какие меры воздействия может применять администрация школы к ученикам в возрасте 9 лет в случае периодических нарушений дисциплины с их стороны?

- Администрация школы должна руководствоваться уставом учреждения, правилами поведения для учащихся, а также нормами п.7 ст.19 Закона РФ «Об образовании».
Согласно п.7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.
Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.
Итак, самую строгую меру наказания - исключение из школы - администрация вправе провести лишь по отношению к ученикам, достигшим 15 лет. В этом случае администрацией должны быть зафиксированы два грубых нарушения устава учреждения, применены меры педагогического (воспитательного) воздействия.
Что касается нарушений дисциплины учениками до 15 лет, то виды мер воспитательного характера законодательством не раскрыты. Классификация таких видов приводится в педагогических источниках.
К профилактической работе с учащимся и его родителями образовательное учреждение имеет право привлечь органы опеки и попечительства, а также комиссию по делам о несовершеннолетних и защите их прав.