П​оскольку экологическое образование ставит своей задачей воспитание деятельного отношения к окружающему миру - практическая его направленность должна стать ведущей, а последующее осознание результатов деятельности должно привести к развитию нового стиля мышления: умению выявлять проблему, исследовать, искать решения и затем предпринимать действия, направленные на достижение цели. Лучшую возможность для этого дает организация научно-исследовательской и практико-ориентированной деятельности учащихся в рамках проектного метода, ставшего одним из приоритетных направлений совершенствования школьного экологического образования.

Особое внимание гимназия уделяет обучению учителей мониторинговым технологиям, технологии моделирования и проектирования, исследовательской деятельности. Умение использовать проектный метод в своей работе - показатель высокой квалификации преподавателя, прогрессивности его методики обучения и развития учащихся.

Участие в работе над проектом позволяет школьникам проявить максимальную активность, так как интерес ребенка (а следовательно, и его активность) порождается осознанием полезности для него того или иного действия. При реализации какого-либо проекта цели обучения подчинены практическим целям. Одно мотивируется через другое, каждый шаг мотивируется интересом к конечному результату деятельности. Дети делают с увлечением то, что интересно сейчас и что будет полезно для них (или для кого-то) в будущем. Таким образом, проектная деятельность предполагает обязательное определение будущего результата, мотивировку его необходимости, последовательное описание шагов по реализации проекта.
Успешно организованный детский экологический проект при соответствующей поддержке со стороны взрослых может способствовать решению множества задач. Во-первых, проекты предполагают разнообразные виды деятельности, а потому представляют благоприятные условия для развития личности школьника. Развитие экологически важных умений, не исключая поведения, возможно только в результате приобретения личного опыта в условиях активной включенности в выполнение разнообразных видов деятельности. Во-вторых, школьник, поддерживаемый в своих начинаниях и получающий в ходе работы над проектом помощь консультантов, родителей и знакомых, чувствует себя успешным. Отвечая на вопрос: «Что я должен сделать, чтобы быть нужным, значимым, успешным?» - ребенок может опираться на опыт, который получил в ходе работы по проекту. Взаимодействие с различными организациями, сверстниками, жителями микрорайона во время работы по проекту также способствует его социализации. В-третьих, метод проектов позволяет организовать единую систему воспитательной работы, наладить взаимодействие между педагогами - консультантами проектов.
Планирование проектной деятельности в гимназии идет с учетом возрастных особенностей школьников, поэтому элементы проектной деятельности в гимназии реализуются уже на начальной ступени обучения. Это позволяет формировать деятельный интерес к объектам окружающего мира и активность в практической экологически ориентированной деятельности; соотносить свои действия с последствиями для окружающей среды, развивать самоконтроль; анализировать наблюдения за состоянием окружающей среды и вносить посильный вклад в ее улучшение, формировать выраженную потребность в заботе о представителях животного или растительного мира.
В средней школе учащимся в силу психологических особенностей возраста необходима самостоятельность. Дети начинают задумываться над своим местом в социуме, поэтому задача учителя - помочь каждому ученику реализовать творческие способности. В этом возрасте целесообразно использование индивидуальных аналитических проектов-заданий, групповых проектов, включающих все методы экологических исследований: моделирование, опыт, диалектический анализ, конструирование, мониторинг.
В старшей школе личность учащегося активно формируется, это возраст самоопределения, многие уже пытаются найти свое место в жизни, убедиться в собственной значимости как для себя самого, так и для общества. Поэтому здесь важную роль играет социальное проектирование.
На уроках и во внеурочное время создают и реализуют проекты, которые направлены на применение знаний учащихся для решения конкретных экологических проблем в социоприродной среде на посильном для них уровне («Если бы я был главой управы», «Здоровье микрорайона - мое здоровье»).
Темы проектов учащихся очень разнообразны: «Мое здоровье и звуковая среда», «Чем питается московский школьник», «Чем болеют московские школьники», «Эстетика школьных помещений», «Косметика, которой мы пользуемся», «Школьный дворик, который строим сами», «Влияние аудиосреды на здоровье человека», «Проблема бездомных животных в Москве», «Информационное поле человека», «Ландшафт и здоровье человека», «Информационная среда и здоровье школьника», «Неразгаданные тайны человечества».
Ежегодно в гимназии мы выпускаем сборники статей «Из опыта экспериментального внедрения идей экологизации образования», в которых публикуем работы учителей и учащихся по результатам проектной деятельности (например, №4 - «Организация проектной деятельности учащихся в процессе экологизации образования», №5 - «Экологизированная тема. Экологический проект»).
Основные результаты проектной деятельности в области экологического образования для школьников - удовлетворение потребностей в причастности, успешности, компетентности, самореализации; повышение уровня знаний о своем здоровье, о факторах здоровья, об окружающей среде; получение нового опыта принятия решений и практических действий; полезное и интересное проведение времени; для школы - обогащение ее воспитательной системы; решение задач организации творческого досуга учащихся; развитие системы экологического образования в школе; реальное улучшение состояния образовательного учреждения; для микрорайона - получение информации об экологической обстановке в микрорайоне, в том числе путем обратной связи от его жителей; фактическое улучшение некоторых характеристик экологического состояния микрорайона благодаря практическим действиям участников проекта; пропаганда экологических знаний среди населения микрорайона.

Валентина КОЛЕСНИКОВА, учитель биологии гимназии №1506