Глава Комиссии по охране здоровья, экологии, развитию физкультуры и спорта Евгений Ачкасов в начале заседания отметил важность своевременного объяснения детям необходимости бережного отношения к окружающей среде и предложил собравшимся подумать, каким образом Общественная палата могла бы помочь педагогам соответствующих предметов. Ачкасов пояснил, что ОП может усилить голос общественников, чтобы их призывы скорее были услышаны.
Член Общественной палаты Гоча Дзасохов сразу предложил преподавателям экологических дисциплин и представителям экологической журналистики совместными усилиями при поддержке ОП РФ «достучаться до Минобразования РФ, чтобы в обязательном порядке ввести в российских школах предмет «Экология».
Директор московской школы №1224 Инна Евграфова рассказала о преподавании экологии в ее школе. По ее словам, те учебные пособия, по которым ведется преподавание, давно устарели и требуют серьезного редактирования, а учитывая, что значительную часть информации современные дети получают через Интернет, этот ресурс также стоит подключить к образовательному процессу. По мнению Евграфовой, для правильного преподавания экологии «нужно больше практических занятий, нужны экскурсии».
Ноту пессимизма внес глава академии МНЭПУ Станислав Степанов: по его словам, столичный Департамент образования намерен вообще убрать предмет «Экология Москвы» из школьной программы, что же касается региональных учебных заведений, то там нет средств на закупку даже устаревших пособий по предмету «Экология».
Директор Российского музея леса Владимир Курамшин отметил, что в ситуации, когда 90% лесных пожаров возникают по вине человека, особенно необходимо поощрять интерес детей к познавательным экскурсиям. «У нас в музее все дни расписаны до октября», - похвалился Курамшин, но при этом отметил, что многие провинциальные музеи находятся в плачевном состоянии.
Представитель Московского государственного университета природообустройства Алексей Балабаев рассказал о проводимых вузом конкурсах, олимпиадах и конференциях, в которых принимают участие, в том числе студенты из-за рубежа: «Выступают с докладами и наши школьники, причем информацию они не скачивают в Интернете, это результаты их собственных исследований, работы в национальных парках «Таганай», «Лосиный остров», Приокском заповеднике».
Президент Международного независимого эколого-политологического университета Станислав Степанов предложил направить в Министерство образования и науки РФ перечень необходимых мер в области экологического образования, обратить внимание на подготовку учительских кадров, поскольку, если нет возможности ввести экологию отдельным предметом из-за перегрузки программы, значит, необходимо добавить экологический компонент во все основные предметы.
Директор детских и некоммерческих программ Фонда развития экотуризма «Дерсу Узала» Елена Губарева рассказала о такой форме экологического воспитания, как эколагеря. Раньше этот фонд открывал около 59 лагерей, в которых могли отдыхать 6 тысяч школьников, однако в 2009 году проект был закрыт из-за отсутствия финансирования. Сейчас фонд вновь возобновил экологические походы, экскурсии и лагеря, но уже в ограниченном количестве и за деньги родителей, желающих, чтобы их ребенок больше узнал об окружающем мире.
По итогам заседания Общественная палата намерена обобщить высказанные общественниками предложения и начать работу над рекомендациями по изменению ситуации с экологическим воспитанием детей и подростков в России.