С первых лет в школе нужно организовывать детей, пытаться помочь им определиться, чем помимо уроков ребенку хотелось бы заниматься. Мы учим детей правильно заполнять свободное время. Социально-психологическая служба школы помогает диагностировать учащихся, рекомендует те или иные направления занятий. Важно тесно работать с родителями, объясняя им, что чем меньше у ребенка бесконтрольного свободного времени, тем он собраннее, организованнее. Родители учащихся сейчас большую часть времени проводят на работе, а не с детьми, поэтому важно в школе организовать как можно больше спортивных секций и кружков дополнительного образования. Учащийся, даже самый маленький, сам сможет после уроков пойти на кружок по интересам. В нашей школе работают многочисленные кружки по самым разным направлениям. Для подростков мы проводим спецкурсы, элективные курсы, факультативы «Английская литература», «Основы журналистики», «Творческая мастерская «Мастерица», «Графика и фотошоп».
Первые две недели сентября в начале каждого учебного года мы выявляем запросы и потребности детей, в зависимости от этого происходит комплектование групп и секций. Около 85% учащихся школы заняты в системе дополнительного образования в нашей школе.
Мы понимаем, что ребята, у которых нет двоек по поведению, которые не доставляют больших проблем учителям, чувствуют себя после окончания школы наиболее растерянными и уязвимыми. По привычке они продолжают демонстрировать послушное поведение и быстро понимают, что во взрослой жизни им нужно нечто иное.
Социально-психологическая служба школы осознает, что взросление без личностного роста подростка обрекает его на серьезные трудности, мы не можем недооценивать возможности школы в решении задачи развития личности ученика и выбора дальнейшей профессии. Сегодня для некоторых детей школа остается единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем. Мы считаем, что любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя нужным и значимым.
Поэтому в нашей школе перед педагогическим коллективом четко поставлена цель - изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, алкоголю, курению, формирование их личной ответственности за свое поведение, пропаганда здорового образа жизни.
Педагогический коллектив выработал такую стратегию школы. В центре находятся личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность, - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Ребенок приходит в школу из семьи, сейчас очень сильно изменился социальный институт семьи, общество тоже сильно поменялось. Жизнь доказывает, что отношения между близкими людьми меняются, разводы и всевозможные семейные конфликты негативно влияют на личность ребенка, ему очень трудно выстоять в подобной ситуации, а взрослые часто не осознают всю проблему, не видят того, что ребенку и подростку необходима серьезная помощь. Отсюда начинаются все проблемы - агрессия, замкнутость, драчливость, месть, обида, раздражение...
Мы ведем строгий учет посещаемости и поведения каждого ученика. У нас в школе около 1000 учащихся, но про каждого мы знаем все: состояние здоровья, состав семьи, кто занимается воспитанием ребенка, в каких условиях дома находится ребенок, чем интересуется. Нам известны все семейные проблемы ребят. Конечно, это все трудно отслеживать, но, если происходят какие-либо сбои в поведении или успеваемости, мы сразу анализируем ситуацию, пытаемся найти причину.
Что очень важно - надо все делать вовремя. Часто семья замыкается в своих проблемах, иногда родители думают, что проблемы с ребенком пройдут сами собой, что ребенок вырастет и вдруг станет другим. Здесь огромная и важная роль социальной службы - она выступает координирующим связующим звеном, помогает выйти на нужного специалиста. Профилактика начинается именно так: не ждать, как будет развиваться проблема, а, проанализировав ее, брать под контроль и грамотно с социально-психологической позиции разрешать.
Любая помощь в этой ситуации должна быть адресной и направленной на решение конкретной проблемы конкретного ребенка.
Наша школа сотрудничает со многими структурами округа - с ОВД «Коптево», КДН и ЗП, медико-социальным центром помощи детям и подросткам при наркологическом диспансере №11, центром сопровождения «Зеленая ветка», психологическим центром «Доверие», группой профилактики службы Госнаркоконтроля по САО, Центром социальной помощи семье и детям. В этих структурах работают специалисты узкой направленности, способные оказать семье и ребенку действенную помощь.
Психологи службы регулярно проводят различного вида диагностики и исследования, результаты используем для адресной помощи ребенку.
В нашей школе четко выстроены все составляющие профилактической работы.
    Медицинская. Информированность учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.
    Педагогическая. Обеспечение детей и молодежи максимально правдивой и полной информацией о проблеме наркомании. Важно правильно выстроить эти встречи, не превращать их в назидательные лекции, а ставить подростков в позицию полноправного участника разговора. Подросток должен у специалиста получить грамотный ответ на интересующий вопрос, а не идти за ответом на улицу.
    Психосоциальная составляющая. Главная цель - необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков. С нашими ребятами работают психологи социально-психологической службы. Они проводят тренинги и консультации. Мы также приглашаем специалистов-психологов из организаций, с которыми сотрудничает школа.
В нашей школе четко выстраивается ценностная ориентация - формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважение к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров употребления психоактивных веществ.
Мы выработали четкую концепцию:
- активная профилактическая деятельность в ОУ;
- активная профилактическая деятельность в семье;
- активная профилактическая деятельность в организации внеучебной и досуговой деятельности учащихся ГОУ СОШ №1223.
Мы не создаем идеальные условия для ребенка, предполагающие свободную от любых конфликтов окружающую среду, а хотим обеспечить разностороннюю подготовку подрастающего поколения наших учеников к вступлению во взрослую жизнь.
Таким образом, первичная профилактика ПАВ в школе преследует прежде всего воспитательные задачи. Это помощь детям и подросткам в сохранении здоровья, а не в доказательствах вредных последствий употребления алкоголя и наркотиков. Поэтому важнейшая конечная цель первичной профилактики - развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, уметь правильно выражать свои чувства, уметь разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает жизни и здоровью.
Результатом этой работы стало:
- отсутствие учащихся, не посещающих или систематически пропускающих уроки по неуважительным причинам;
- отсутствие учащихся, перешедших в другое образовательное учреждение по причине проблем с обучением и посещением уроков;
- отсутствие учащихся, состоящих на учете в ОПДН ОВД «Коптево».
Для дальнейшего совершенствования системы профилактики детской наркомании, распространения и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних в школе №1223 мы реализуем Комплексную программу профилактики правонарушений, безнадзорности и злоупотребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних на 2010-2015 годы.
Наша программа предусматривает дальнейшее совершенствование системы профилактики правонарушений, безнадзорности и злоупотребления психоактивных веществ, формирование здорового образа жизни среди несовершеннолетних в школе №1223 на 2010-2015 годы.

Людмила ПОЯРКОВА, заместитель директора по социальной защите школы №1223