Если судить строго с юридических позиций, ответ очевиден. Мы найдем его в приказах Департамента образования города Москвы от 11.05.2010 г. №958, от 04.05.2011 г. №327, от 30.08.2010 г. №889. В соответствии с перечисленными нормативно-правовыми документами основы безопасности жизнедеятельности входят в перечень предметов, обязательных для изучения в основной и старшей школе.
В средних общеобразовательных учреждениях, работающих в соответствии с московским базисным учебным планом, ОБЖ в 5-9-х классах может изучаться на интегрированной основе или как отдельный предмет за счет часов истории и обществознания, естествознания, физической культуры, технологии и компонента образовательного учреждения. Общий объем изучения - не менее 136 часов.
В 10-11-х классах предмет «ОБЖ» изучают как самостоятельный с учебной нагрузкой 68 часов на два года обучения. В 10-х классах дополнительно вводится обязательное проведение учебных (пятидневных) сборов по основам военной службы (35 учебных часов). Коротко и понятно.
Однако с учетом современных тенденций развития образования (подготовка третьей версии проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 15.07.2011 г., введение новых федеральных государственных образовательных стандартов) все большее количество педагогов, занятых в данной области, проявляют неподдельный интерес к дальнейшей судьбе предмета (а значит, и к своей судьбе). В этом смысле интернет-форум - то место, где можно, не стесняясь, говорить о наболевшем, выдвигать проекты и гипотезы, где можно обсуждать и быть услышанным.
Наглядно представить многообразие точек зрения позволит цитирование. Вот, например, как выглядит группа эмоциональных мнений с явно выраженным знаком «минус».
- Отменить ОБЖ! Пусть каждый сам берет на себя ответственность - изучать этот предмет или нет... Думаю, что для изучения его не выберет ни один дееспособный ученик или родитель...
- Согласен на все 100 процентов!!! Предмет не такой важный как, например, русский язык, литература, математика и др.
Похожие высказывания в интернет-пространстве встречаются редко. Но о том, что они есть, надо быть в курсе.
К слову сказать, умение управлять своими эмоциями есть важная составляющая безопасности жизнедеятельности. Несдержанность, гнев, грубость часто становятся основой конфликтов с далеко идущими последствиями. Но сейчас не об этом.
Жизненный опыт показывает, что обеспечить полное отсутствие опасностей, способных нанести вред жизненно важным интересам человека, в современной жизни невозможно. Это своего рода аксиома. Поэтому предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» появился в школе в соответствии с требованиями и условиями современной эпохи. Его цель - воспитание физически и духовно развитых личностей, сознательно и ответственно относящихся к личной безопасности и безопасности окружающих, знающих свое место в жизни и понимающих ее смысл, способных в силу приобретенных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.
Курс «ОБЖ» реализует требования федеральных законов «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», а также других нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности граждан.
Неудивительно, что абсолютное большинство специалистов говорят о высоком предназначении предмета вот такими словами:
- Считаю ОБЖ необходимым предметом. Что толку от всех остальных предметов, если человек, которому дали знания... не доживет до возможности их применения?
Аналогичных мнений много. В них нет пессимизма, но есть стремление оживить предмет, взглянуть на практику его преподавания по-новому. Обзор новаций выглядит следующим образом.
Предмет должен быть менее теорией, более практикой. На уроке каждый ребенок должен реально наложить повязку, сделать искусственное дыхание, заметить оставленный без присмотра подозрительный предмет, да еще и сообразить, куда позвонить и кому сообщить.
Отработка практических навыков требует наличия соответствующей материальной базы, и одной школе подготовить такую базу не под силу. Ситуацию могли бы изменить, например, тренировочные межшкольные центры, которые работали бы не только для школьников, но и для всех желающих.
Предмет «ОБЖ» имеет свои специфические особенности - комплексность и межпредметность, в связи с чем его изучение должно проходить в неразрывной связи с остальными предметами школьного курса. Преподавание предмета на интегрированной основе должно быть обоснованным и хорошо подготовленным. Дальнейшее развитие курса ОБЖ предполагает перенос акцента на воспитание культуры безопасности человека.
В курсе предмета должен быть раздел, который можно назвать, например, «Безопасность в мегаполисе». В этом разделе должны быть изложены основы знаний в следующих областях: государство и право, психология взаимоотношений, самооборона. Особое внимание - таким направлениям, как основы информационной безопасности (чего не стоит писать о себе в социальных сетях, как хранить пароли, иллюзия анонимности в Интернете), основы финансовой безопасности (что такое финансовые пирамиды, азартные игры и лотереи, кредитные и дебетные карты), основы социальной безопасности (кто такие сектанты, как их распознать и как им противодействовать).
В «Вестнике московского образования» №4 опубликована шкала трудности предметов, изучаемых в школе. Согласно этим данным ОБЖ далеко не самый трудный предмет, можно сказать, достаточно легкий. Во всяком случае, таким его видят дети. И это по-настоящему настораживает. Обеспечивать безопасность жизни (жизнедеятельности) никогда не было легким делом. Независимо от того, своя это жизнь или чужая.

Владимир БАТУРКИН, методист ОУМЦ СВАО