Проект «Наставничество» объединил 20 учителей-наставников по разным предметам и 162 молодых педагога. После принятия приказа Департамента образования от 21.05.2010 №1005 «О введении должности методиста (по работе с молодыми специалистами)» в методическом центре Южного округа в 2010-2011 годах была создана лаборатория «Наставник», в которую на должность методистов-наставников пригласили 16 опытных учителей по различным предметам.
С чего мы начали? Мы привыкли учить детей, а здесь совершенно иной уровень общения: опытный коллега и молодой, но тоже коллега! Мы стали учиться сами, в этом нам большую помощь оказал городской Центр наставничества при Московском гуманитарном педагогическом институте. На лекциях и практических занятиях мы знакомились с современными технологиями обучения, общения с учащимися, с технологией наставничества. Нас снабдили прекрасными методическими материалами (пособия И.Кругловой «Как организовать наставничество в образовательном учреждении» и «Азбука молодого учителя»), анкетами для проведения собеседований с молодыми педагогами, предложили интересные практические работы и психологические тренинги, позже мы обменивались с коллегами своим опытом работы. Я преподаю физику и много лет занимаюсь внедрением ИТ в методику преподавания предмета, накопила большой материал, разработала систему размещения и хранения электронной информации, отработала методику применения мультимедийных презентаций на различных типах уроков, систему поиска информации для уроков физики в Интернете. Всем этим я поделилась с коллегами, проведя для них мастер-класс.
Параллельно с учебой мы начали работу с молодыми коллегами. Нас интересовало, кто они, какие они, чем они живут и что их тревожит. Прежде всего они разные, каждый со своим характером, мнением, взглядом на профессию и на все происходящее вокруг нее, на систему образования, на отношение к учителю в обществе. Профессиональная адаптация молодого учителя связана с высоким эмоциональным напряжением, так как он еще только овладевает новой областью деятельности и, конечно же, делает немало ошибок, испытывает неудачи, при этом ему кажется, что все видят его погрешности, осуждают и негативно оценивают его. В это время молодой учитель пользуется преимущественно противоположными эталонами «хорошо - плохо», а любое непредвиденное событие школьной жизни вызывает у него или позитивное, или негативное, подавленное состояние.
Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому молодому педагогу нужна постоянная методическая помощь учителя-наставника. Как наставник, я беру на себя ответственность за обучение молодых педагогов основам профессионального мастерства, заботу о постоянном развитии и профессиональном росте моих подопечных, решение всех профессиональных вопросов, с которыми молодой специалист обратился ко мне. Я заинтересована в постоянном целенаправленном общении с молодыми специалистами и должна быть инициатором этого общения, принимаю на себя обязательство быть позитивной при оценке результатов их работы, терпимой к ошибкам своих подопечных, вселять в них уверенность в том, что они вместе со мной добьются поставленных целей и задач.
В 2009-1010 учебном году ко мне прикрепили семь молодых учителей физики, некоторые всего на несколько лет старше своих обучающихся, двое окончили МИФИ, но им нравится работать в школе, двое занимаются в аспирантуре, еще двое получают второе высшее образование. В 2010-2011 учебном году я стала наставником уже 16 молодых педагогов. Программа «Наставник» рассчитана на 3 года, но специфика предмета такова, что работа с наставником желательна на срок до 5 лет (это пожелания моих подопечных), что связано со сложностью самого предмета, необходимостью показа демонстрационного эксперимента и проведения лабораторных работ.
Моя работа в качестве учителя-наставника началась с выявления профессиональных затруднений в деятельности молодых учителей. Диагностику я проводила по трем направлениям: планирование работы; организация деятельности учителя, контроль деятельности самого учителя и обучающихся (это можно было проводить, посещая уроки молодых коллег). Здесь были использованы тесты и анкеты, созданные руководителем нашей лаборатории О.Бурцевой. Диагностика выявила основные профессиональные проблемы молодых педагогов: недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, сложность приспособления к нормам и принципам школы. Была и еще одна серьезная проблема: большая часть времени молодых учителей уходит на подготовку к уроку, и как следствие возникают перенапряжение, усталость, пропадает интерес к работе. Вот с решения этой проблемы я и начала свою работу с молодыми педагогами, так как считала своей задачей дать молодому учителю инструментарий для самостоятельного проектирования урока, отвечающего современным требованиям.
Для этого я проводила мастер-классы, индивидуальные консультации, оказывала пропедевтическую поддержку молодым педагогам, посещала уроки, помогла подготовиться им к конкурсам «Педагогический дебют» и «Учитель года». Мастер-классы посещали и опытные педагоги округа, наряду с молодыми специалистами они получали методический материал, скачивали презентации и методики решения задач. Общение молодых педагогов с опытными учителями было полезно и продуктивно, так как они получали практические рекомендации по проведению различных типов уроков, им подсказывали, как себя вести в той или иной ситуации, как выходить из конфликтов, неизбежно сопровождающих работу начинающего учителя. На эти занятия я приглашала учителя высшей категории, победителя ПНПО-2010 Н.Клюеву (школа №547), она консультировала молодых специалистов по созданию электронного портфолио, рассказывала о способах контроля качества проведенных проверочных работ, показывала несложные, но интересные демонстрационные опыты.
По электронной почте мы отсылали молодым педагогам необходимый материал: планы уроков, методики решения задач, мультимедийные презентации, видео сложных экспериментов, выполненных сотрудниками лабораторий МГУ, Казанского и Новосибирского университетов. Удобным способом методической помощи молодым специалистам стало общение в программе «Skype»: колоссальная экономия времени, практически мгновенный ответ на возникшую проблему молодого специалиста, возможность помощи во время подготовки учителя к уроку в вечернее время, моральная поддержка и совет в трудных ситуациях.
Составленный план работы с молодым специалистом включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста. В ходе работы выявляется, что знает и умеет молодой специалист, на каком уровне, а также с какими затруднениями он сталкивается.
Есть в физике некоторые разделы, которые вызывают особые затруднения у молодых учителей, например «Теория относительности», «Магнетизм. Явление электромагнитной индукции». Здесь потребовались индивидуальные консультации по теории, решению задач, использованию мультимедийных презентаций. В настоящее время методический центр Южного округа в помощь педагогам опубликовал написанное мною пособие «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» (систематизация физических ситуаций для решения тестов ЕГЭ по данной теме), в котором содержится необходимый теоретический и практический материал, упорядоченный согласно проекту Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по физике в 2012 году, соответствующего обязательным образовательным стандартам. В моих планах - создание методичек по другим разделам кодификатора, что, несомненно, поможет молодым специалистам как готовить своих обучающихся к сдаче ЕГЭ и ГИА, так и проводить уроки по соответствующим темам. В помощь молодым педагогам-физикам я подготовила блок-схемы решения задач, рабочую тетрадь для учащихся 7-го класса, тетради для лабораторных работ в 7 и 9-х классах.
Подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ и ГИА может только педагог, который сам выполнил экзаменационные работы, изучил КИМы, спецификацию, кодификатор. Поэтому одним из направлений моей работы было проведение тематических занятий по подготовке к сдаче ЕГЭ. Молодым коллегам я дала тематические подборки заданий, рекомендации по решению тестов, показала решение сложных задач группы С, разбирала с ними демонстрационные версии. В Москве систематически проводятся мониторинги различного уровня, поэтому молодым педагогам по электронной почте я высылала материал для подготовки учащихся к предстоящим проверкам, который они размещали на сайтах своих учебных заведений.
Молодым педагогам я оказала методическую помощь в составлении портфолио - набора материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенных для оценки уровня профессионализма работника. Результатом методической работы в системе «Наставник - молодой учитель» в прошедшем учебном году стало создание молодыми педагогами авторских образовательных продуктов - от разработки открытых уроков, выступлений на методических объединениях до участия в профессиональных конкурсах «Дебют» и «Учитель года», в которых участники высказали личную концепцию образовательного процесса.
В конце каждого учебного года проходит стажировка - процесс деятельности молодого учителя с запланированным результатом, затем подведение итогов работы на заседании предметной комиссии, а в мае в методическом центре округа подводят итоги работы проекта «Наставничество» по всем предметам. Работу лаборатории контролирует директор ОМЦ ЮАО, заслуженный учитель РФ Альбина Константинова, она решает наши проблемы, ее советы и рекомендации помогают в нашей работе. Интересной была встреча сотрудников лаборатории с начальником Южного окружного управления образования Ниной Минько, которая ответила на все наши вопросы, а мы еще раз убедились, насколько важна работа наставников. В своей работе я тесно сотрудничаю с руководителем лаборатории предметов естественно-математического цикла ОМЦ Надеждой Козловой и методистом по физике Ниной Нугаевой. Не только молодым педагогам, но и мне в новой работе порой необходимы советы и моральная поддержка, которую всегда оказывают заместители директора ОМЦ Татьяна Михайлова и Александра Скрипченко.
На межрегиональной практической конференции «Развитие института наставничества в условиях модернизации педагогического образования», которая прошла 22 апреля 2010 года в МГПИ, опыт Южного округа вызвал большой интерес аудитории. Ход работы по программе «Наставник» рассматривал на своем заседании окружной методический совет, на выездном заседании - Департамент образования. 28-30 июня 2011 года на Всероссийском съезде учителей физики в МГУ (секция «Профессиональная подготовка учителей физики») я выступила с докладом о реализации нового проекта «Наставник» в методическом центре Южного округа столицы.
Новый учебный год всегда начинается августовской конференцией учителей, в этом году она была посвящена московскому стандарту качества образования по физике - задачам, основным направлениям, ресурсам освоения. На пленарном заседании я рассказала коллегам об итогах реализации окружного проекта «Наставник», в резолюции конференции было записано: «Совершенствовать формы методической и практической поддержки молодым педагогам в их профессиональном становлении», а это значит, что наша работа наставников на сегодняшний день востребована, впереди интересная и очень нужная обществу работа.
Наставничество становится одной из форм непрерывного профессионального образования, будучи особой формой методической работы: как учитель-наставник, я не провожу внешний контроль, я просто опытный коллега, поэтому возникает иной психологический климат общения. В школе оказать методическую помощь в полном объеме, особенно предметного содержания, могут не всегда, ведь там, как правило, один предметник. Наставник сочетает в себе функции тьютора и классического наставника, человека, которому доверяют профессиональные (и не только профессиональные) проблемы. Наставничество - новая форма методической поддержки молодого учителя через созданную наставником коллекцию электронных образовательных ресурсов по предмету, причем прошедших апробацию в практической деятельности самого наставника, это облегчает профессиональное «приращение» учителя. Это экономит время учителя, предоставляет ему возможность выбора сценария урока, способствует профессиональному росту молодого педагога.
Молодые педагоги начинают трудовую жизнь в эпоху обновления. Они молоды, обладают знаниями, но у них пока еще мало опыта и профессионального мастерства. Учеба для них продолжается, а реализация программы «Наставник» формирует новое педагогическое сообщество, которому под силу будет решение важных государственных вопросов в области образования.
Что дает эта работа самому наставнику? Для меня наставничество стало эффективным способом самореализации, повышения своей квалификации, выходом на более высокий уровень профессиональной компетенции.
Педагогический опыт можно почерпнуть из книг, методичек, Интернета и других источников информации, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений. По статистическим данным и моим наблюдениям, период становления учителя растягивается на длительный срок 10-15 лет, задача института наставничества - ускорить этот процесс.

Г.РОЖКОВА, методист лаборатории ОМЦ ЮАО по работе с молодыми специалистами, учитель высшей категории, член Международной педагогической академии