Н​а мой взгляд, в первую очередь важно понимать, что новая система оплаты труда (НСОТ) средство, а не цель пилотного проекта. Сам же пилотный проект направлен на повышение уровня столичного образования за счет развития профессионального сообщества, повышения качества обучения и воспитания и вовлеченности родителей и общественности в развитие школы.
«Что для этого необходимо сделать?» - вот главный вопрос, стоящий перед всеми директорами школ Москвы. Я предлагаю свой вариант решения.

Во-первых, необходимо увлечь коллектив убедительной и достойной целью, которая будет направлена на развитие образования в соответствии со всеми вышеперечисленными направлениями. Важно, чтобы учителя и другие работники хорошо понимали миссию школы, ради которой они работают. Эта миссия или цель должна быть общей для всех, каждый член школьного коллектива - от дворника до директора - должен осознавать свою значимость в процессе работы школы. Каждый член коллектива должен представлять себе конечный результат своего труда и четко понимать систему оплаты за проделанную работу в соответствии с должностными обязанностями. Именно таким путем возможно достичь совпадения интересов работника с миссией школы, а это в свою очередь приведет к его удовлетворению результатами своей работы. Ведь не зря Г.Форд утверждал, что человек остается равнодушным, только если работает ради достижения чужих целей.
Во-вторых, необходимо создать условия для развития компетенций и получения новых знаний сотрудниками школы. Э.Линкольн справедливо заметил: «Умение делать что-то лучше других - вот что придает человеку уверенности в завтрашнем дне». В настоящее время практически все учителя имеют возможность повышать свою компетентность, посещая курсы, семинары, мастер-классы. Но в большинстве случаев полученные знания так и остаются на теоретическом уровне, так как в школе нет условий для их реализации на практике. Таким образом, на мой взгляд, одной из основных задач руководителя будет создание условий (материальных, консультационно-методических, моральных) для развития профессионального сообщества.
В-третьих, необходимо разработать и внедрить систему поощрений за стремление и вознаграждений за конкретный результат. Впервые в системе оплаты труда возникло понятие «стимулирующий фонд». И это один из важнейших рычагов влияния на результаты работы школы! Ведь заработная плата учителя ставится в зависимость не только от качества выполнения должностных обязанностей, но и от результативности его труда. Но поскольку результат не может быть получен мгновенно, руководителю школы необходимо четко определить этапы его достижения. Каждое положительное изменение должно быть замечено, поддержано и поощрено. Важно, чтобы в разработке системы распределения стимулирующего фонда принимали участие все участники образовательного процесса. Это позволит разработать открытую систему, учитывающую все аспекты труда работников школы (учителей, администрации, младшего обслуживающего персонала и других работников).
В-четвертых, необходимо создать условия для вовлечения родителей, выпускников и учащихся в процесс развития школы. Опыт подготовки к вступлению школы в пилотный проект показал, что родители и учащиеся не просто хотят, но и готовы участвовать в процессе управления школой. Показателем этого стал высокий уровень активности в создании управляющего совета школы. Наверное, впервые в актовом зале школы собралось такое количество заинтересованных людей. Звучали вопросы к кандидатам в совет: «Что вы считаете в школе наиболее важным - обучение или воспитание?», «Что бы вы предложили для развития материальной базы школы?», «Как вы относитесь к платным образовательным услугам?». Создание управляющего совета в школе действительно необходимое условие для удовлетворения потребностей всех членов образовательного процесса.
Разумеется, всех этих шагов недостаточно для развития школы, но, как мне кажется, они просто необходимы на начальном этапе. Конечно, впереди еще много работы, в том числе и по доработке должностных инструкций, оптимизации штатного расписания, разработке локальных актов. Но все это интересно и перспективно! Главное, чтобы коллектив школы был заодно со своим руководителем. Ведь счастливы не те, кто смотрит друг на друга, а те, кто смотрит в одну сторону!

Ольга МАКАРОВА, директор школы №842